Элегантный двухдверный культовый автомобиль SKODA 1000 MBX de Luxe отпраздновал в этом году 50-летие. Он дебютировал на Международном автосалоне в Женеве в марте 1966 года. В октябре того же года был запущен в производство и впоследствии хорошо продавался не только в Чехословакии, но и в других странах Европы. Более половины из 2517 произведенных машин этой марки было экспортировано.
Литеры «MB» в названии автомобиля обозначают место производства – чешский город Млада-Болеслав. В начале 1960-х годов SKODA построила в городе самостоятельный завод для производства модели 1000 MB, включавший более 40 производственных цехов и других зданий. Производственные показатели завода в Млада-Болеславе на протяжении 60-х активно росли, благодаря чему в массовое производство стали внедряться прогрессивные технологии, в том числе литье металла под высоким давлением.
Прототипом для хитовой модели послужил тоже популярный классический четырехдверный седан SKODA 1000 MB и два концепта SKODA 990 Tudor. Так и появилась эта очень специфичная конструкция кузова с отрицательно наклоненными задними стойками, которые обеспечивали перетекание панорамного заднего стекла к дверям, и безфреймовыми окнами. Такие оригинальные решения позволили добиться прекрасной обзорности, предоставили пассажирам заднего ряда возможность самостоятельно опускать стекла в небольших окнах или открывать маленькие треугольные «форточки» для вентилирования салона. Когда передние и задние окна в салоне опускались, возникало впечатление, что центральная стойка отсутствует, но на самом деле она есть, просто снизу поднимается лишь до линии остекления. Этот хитрый ход сработал на визуальное расширение салона, который и без того не казался тесным.
Кстати, внутреннее пространство SKODA 1000 MBX de Luxe получилось настолько просторным, что англичане так представляли концепцию этого пятиместного купе: «Больше автомобиля за те же деньги». Это свидетельствовало о преимуществе MBX перед «одноклассниками».
Литровый двигатель мощностью 52 л. с. с водяным охлаждением располагался сзади. При его производстве применялась инновационная для того времени технология отливки цилиндров блока из алюминия под давлением. Мотор агрегатировался с четырехступенчатой коробкой передач. Автомобиль развивал максимальную скорость 127 км/ч. Расход топлива был 7,8 – 8,0 л на 100 км. В стандартной комплектации машина оснащалась двумя карбюраторами Jikov. Двигатель с одним карбюратором был установлен только на нескольких десятках автомобилей.
Долгое время сборка SKODA 1000 MBX de Luxe требовала много ручного труда, поэтому производство этой модели вывели в автономную секцию завода, чтобы не замедлять работы основной линии.
В ноябре 1967 года диапазон бренда был расширен, чтобы включить более динамичную версию – 1100 MBX De Luxe. Мощность двигателя в ней осталась прежней, но добавились более совершенный масляный насос и более эффективное охлаждение.
Следует признать, что, несмотря на относительно низкий объем производства SKODA 1000 MBX de Luxe по сравнению с массовым и более продолжительным выпуском четырехдверного 1000 MB (443156 единиц), эта версия внесла значительный вклад в популяризацию бренда SKODA на многих зарубежных рынках.
Своими формами и содержанием легендарному купе обязаны Coupe SKODA 110 R (1970 – 1980) и SKODA Rapid.
Сегодня SKODA 1000 MBX de Luxe высоко ценится у коллекционеров раритетных автомобилей и продолжает жить в нашей памяти.
Текст: Андрей Сафонов
Фотоматериал: Skoda