Не так уж сложно создавать выдающийся дизайн, работая в большой и успешной корпорации вроде General Motors 50-х. То ли дело компания, балансирующая на грани рентабельности, когда, с одной стороны, риск необходим, а с другой – полет фантазии жестко ограничен скромным бюджетом. Герой сегодняшней статьи сумел в таких условиях превратиться в одного из наиболее влиятельных дизайнеров автомобильной Америки. Но на его пути были и иные препоны.
Packard Predictor — 1956 г.
Обстоятельства рождения Ричарда Тига не располагали к тому, что мальчик станет промышленным дизайнером. Родился он 26 декабря 1923 года в Лос-Анджелесе, по сути, столице американского кинематографа, и, более того, мать Ричарда была средней руки актрисой. Неудивительно, что в пятилетнем возрасте он снялся в эпизодах сериала «Наша банда», причем играл девочку.
Но последующие трагические события оборвали его кинокарьеру. То, что случилось, должно было навсегда отвратить Тига-младшего от автомобилей. Сначала они с матерью вдвоем попали в аварию и оба получили серьезные травмы. У Ричарда пострадал правый глаз, из-за чего он в дальнейшем не имел полного стереоскопического зрения. Годом позже в другой автокатастрофе погиб отец Тига. Во многом лишившись родительских наставлений, Ричард попал под влияние школьной компании, в которой оказались два знаменитых впоследствии гоночных инженера – Эд Искендерян и Стюарт Хилборн. Проводя с ними время на любительских заездах по высохшему озеру, Ричард Тиг понял, что и у него хватает бензина в крови.
Rambler Tarpon — 1964 г.
Из-за проблем со зрением Тиг не попал в армию во время Второй мировой войны, но умеющего рисовать юношу взяли в авиастроительную компанию Northrop иллюстратором – плакаты и пояснительные схемы нужны всегда. Там его начальник, сам некогда работавший на GM, посоветовал Ричарду посещать вечерние курсы в Колледже искусства и дизайна в Пасадене.
Rambler Marlin — 1965 г.
Когда наступил мир, Ричард Тиг начал свое «путешествие» по автомобильным компаниям США. Забегая вперед, скажем, что из крупных американских автопроизводителей Тиг не отметился только в «Форде». Сначала он ненадолго «прописался» во вновь созданной Kaiser-Frazer, где сделал наброски компактной модели, из которой вырос проект Henry J. В 47-м Тиг уже состоял в штате GM, где принял участие в создании впечатляющих «олдсмобилей» 1950 модельного года, а вскоре оказался в группе перспективных разработок Cadillac. Столь быстрый рост располагал к занятию через какое-то время поста вице-президента корпорации по дизайну, но не случилось. А дело было так: в 52-м году, когда боссу отдела стиля, знаменитому Харли Эрлу, на утверждение должны были представить два альтернативных варианта хромового декора, дизайнеры по ошибке положили оба комплекта на один макет авто. И Эрл это утвердил. От такого шока Ричард Тиг оправиться не смог и вскоре покинул корпорацию. Как мы знаем теперь, это была только заря «детройтского барокко».
AMC Cavalier — 1966 г.
Следующим местом приложения сил для Ричарда Тига стала компания Packard. Некогда славный производитель представительских машин в тот момент уже с трудом держался на плаву и, конечно, не мог тратиться на стиль в объемах GM. Однако Тиг сумел построить несколько занятных концепт-каров. Последним из них стал в 56-м Predictor, в полном соответствии с именем, предсказавший некоторые явления в американском дизайне, как то: закрытые щитками головные фары или опускаемое заднее стекло с обратным наклоном. Вот только реализовали в серийном производстве это другие. А из работ Тига, дошедших до конвейера, стоит отметить дизайн «Паккардов» 1955–1956 годов, удивительно динамичный для столь крупных машин. Спустя пару лет его «позаимствовали» советские стилисты для «Чайки».
AMC Gremlin — 1970 г.
Когда Packard отказался от собственных кузовов, взявшись за перелицовку машин Studebaker, Ричард Тиг сделал и это. Но в 57-м дизайнерский отдел «Паккарда» от безысходности в полном составе мигрировал в корпорацию Chrysler. Примерно через два года Тигу пришлось уйти и оттуда: он принял не ту сторону в управленческом конфликте.
Скоро Ричарда Тига пригласил в American Motors Corporation (AMC) его бывший начальник в GM Эд Андерсон. В 61-м Андерсон ушел на пенсию, и Тиг возглавил центр стиля AMC. Его скитания закончились. Следующие 22 года сам Ричард Тиг назовет своим Камелотом – в честь резиденции легендарного короля Артура. Этот популярный в англосаксонской культуре образ используют для обозначения периодов благородства и романтики. В частности, почитатели Джона Кеннеди называют так годы его президентства.
AMC Javelin AMX — 1971 г.
В самом деле, хотя денег у AMC (лишь номинально стоявшей на одном уровне с «большой тройкой») было в обрез, других ограничений у дизайнерского отдела не было. А что может быть лучше свободы для истинного художника? Модели AMC 60-х буквально излучали оптимизм, которым пропитывались от создателей. Чистые линии с минимумом декора не только были дешевы в производстве, но и выгодно отличались от тяжелых силуэтов машин конкурентов. Журналисты ведущих изданий отмечали, что наконец-то за дизайн AMC не стыдно.
AMC Javelin AMX — 1971 г.
Если в это относительно благополучное десятилетие массовая продукция AMC не так сильно выделялась на общем фоне, то концепты Тига снова привлекали внимание. В 1964 году он показал компактный по американским меркам фастбэк Tarpon с интересным оформлением задней части за счет предельно зауженного багажника и почти горизонтальной линией крыши, из-за чего во втором ряду хватало места для головы. Но в серию под именем Marlin пошел не оригинальный автомобиль, а его увеличенный вариант, так как руководство корпорации непременно пожелало для него мотор V8. Пропорции в результате несколько «поползли».
AMC Matador — 1974 г.
В 66-м увидел свет концепт Cavalier – демонстрация того, каких высот можно достичь в унификации кузовных панелей. У «Кавалера» взаимозаменяемыми были крылья по диагонали и аналогично – двери. А также капот и крышка багажника, передний и задний бамперы. При этом машина выглядела привлекательно. Опыт «Кавалера», пусть и не с таким размахом, будет успешно использован AMC в следующем десятилетии, когда придется уж совсем туго затянуть пояс.
AMC Matador — 1974 г.
Но пока AMC отметилась и в сегменте muscle car, выпустив свой аналог «Мустанга» в виде модели Javelin и ее двухместной разновидности AMX. И снова Ричард Тиг отказался от «архитектурных излишеств», предпочтя, по его собственным словам, стиль «мокрой футболки», когда лаконичные линии только подчеркивают «мускулы». Правда, во втором поколении «Джевлина» (1971) вышел перебор со «стероидами». Для большей выразительности машине раздули крылья, и в сочетании с маленькими колесами и стандартной общей высотой кузова экстерьер автомобиля получился на редкость своеобразным. Впрочем, это многим понравилось, и раннее прекращение выпуска AMC Javelin было вызвано коллапсом целого класса, а не конкретно этой модели.
AMC Pacer ADV — 1975 г.
Из моделей AMC 70-х отдельного рассказа заслуживает едва ли не каждая. Правительство США заставило автопроизводителей тратиться на безопасность, экологию и снижение расхода горючего. Затраты выросли, а прибыль с каждой машины упала. Не уступать «большой тройке» было уже недостаточно, необходимо было выигрывать. Поэтому машины AMC в 70-е были намного смелее, временами до чудаковатости. Корпорация искала новую нишу, которая могла бы выстрелить подобно «Мустангу» ранее или минивэнам «Крайслера» позднее и на время обеспечить монопольную прибыль.
AMC Spirit AMX — 1979 г.
И если дизайн был свежим, то техника AMC отставала все больше. Субкомпакт Gremlin (1970) страдал не только от непривычного силуэта с длинным носом и обрезанной «кормой», но и от тяжелых старых «шестерок», перегружавших управляемые колеса. Позволить себе разработку малолитражного легкого мотора AMC не могла. Стремительное купе Matador (1974) выгодно отличалось от аналогов, но середина 70-х была плохим временем для купе верхнего среднего класса, и автомобиль хорошо продавался только в первый год.
Jeep Cherokee Pioneer — 1984 г.
«Широкий малый автомобиль» AMC Pacer (1975) тоже успеха не имел. Широкий – потому что так не нужно было переналаживать конвейер, на котором собирали «фулсайзы». Заодно и объем салона компакта оказывался почти на уровне тех самых гробоподобных полноразмерных седанов, так любимых американцами в те годы. Передние стойки были сдвинуты максимально вперед, к самым колесным аркам. Позже эту компоновку назовут cab forward. Высокая крыша с большой площадью остекления давала отличную обзорность, а более широкая дверь с правого борта помогала легче забраться на задний ряд. И все снова испортила допотопная механика.
AMC Eagle — 1984 г.
С 78-го года AMC уже не рассчитывала выстоять в одиночку. Начались заигрывания с Renault, а Ричард Тиг довольно успешно перелицовывал старые компакты. Выпуск полноприводной модели Eagle, полученной сочетанием стандартных легковых кузовов и массивной трансмиссии Ferguson Formula, на несколько лет поддержал предприятие. Последней работой Тига стал Jeep Cherokee (XJ) – до сего момента лучший компактный внедорожник в истории. Одним из его преимуществ оказалось наличие с самого старта пятидверного исполнения, в то время как Ford Bronco II и Chevrolet Blazer, базируясь на пикапах, были только трехдверными.
В 61 год Ричард Тиг вышел в отставку. AMC было не спасти, а искать новое место мастер не хотел. На пенсии он целиком отдался давнему хобби – реставрации старинных машин. Сам Тиг как-то признавался, что за всю жизнь у него было свыше 400 авто. Когда остатки AMC были выкуплены «Крайслером», к Ричарду Тигу обращались за консультациями, и знаменитые «крайслеры» компоновки cab forward были явно созданы под его влиянием. Ричард Тиг скончался в 91-м году после продолжительной болезни. Его сын Джефф также был автомобильным дизайнером, чьи лучшие работы случились в 80-е, когда он, будто закрывая лакуну в карьере отца, трудился в компании Ford.
Текст: Серик Туленов, фотоматериал производителей