25 ноября, 2024
Hrono032015-4

Март в истории автомобилей

90 лет назад

26 марта 1925 года родился Чарльз Спенсер Кинг – выдающийся инженер, причастный к большей части успехов автомобильной Британии второй половины XX века.

В 1945 году Кинг пришел на работу в компанию Rover, где сначала занимался проектами газотурбинных прототипов. Затем он возглавил разработку инновационной модели P6, перевернувшей представление европейцев о машинах бизнес-класса и первой завоевавшей титул «Автомобиль года».

В 1970-м увидел свет Range Rover – еще один революционный автомобиль, фактически, первый SUV в современном понимании этого термина.

После присоединения «Ровера» к корпорации British Leyland Кинг был вынужден адаптироваться к условиям вечного недостатка средств и показал иную грань своего таланта: способность добиваться высоких результатов, используя только недорогие в производстве решения.

Параллельно Кинг участвовал во всех концептуальных разработках BL, в том числе в проектах серии ECV – автомобилях, максимально сберегающих энергию. Внес он свой вклад и в знаменитые моторы Rover К-серии, совершившие прорыв в начале 90-х.

В часть Чарльза Спенсера Кинга, к тому моменту уже вышедшего на пенсию, в 1990 году назвали юбилейную серию Range Rover CSK, приуроченную к 20-летию модели.

65 лет назад

9 марта 1950 года состоялись первые трековые испытания газотурбинного Rover T1. Во время Второй мировой войны на заводах Rover собирали двигатели для самолетов, и в 1946-м дирекция фирмы решила адаптировать авиационные технологии к автомобилям. Прототип T1 (также известный как Jet 1) построили на основе серийного седана P4 75, срезав крышу и поместив мотор за передними сиденьями. Тесты прошли успешно, что дало старт долговременной программе исследований.

С каждым годом газотурбинные «Роверы» становились все более пригодными для повседневной эксплуатации. Уменьшался расход топлива, сокращалась «яма» на низких оборотах, наконец, инженеры даже придумали, как тормозить с таким двигателем. Переднеприводный T4 (1961) уже был близок к серийному выпуску, а в 1963 – 1965 гг. газотурбинные машины совместного производства Rover и BRM соревновались в Ле-Мане.

«Ровер» намного опередил таких гигантов, как GM, Chrysler или Fiat, а скромные размеры компании позволяли в перспективе легче перестроить производство. Но вхождение марки в огромную корпорацию British Leyland поставило крест на смелых планах, и к середине 70-х программа окончательно закрылась из-за отсутствия финансирования.

60 лет назад

10 марта 1955 года в Женеве сыграл премьеру Fiat 600 – первый в истории марки автомобиль с задним расположением мотора. Компакт нового поколения был призван «посадить на колеса» всю Италию, поэтому машину задумывали, с одной стороны, простой и доступной по цене, а с другой – устойчивой и хорошо управляемой.

Для реализации этих задач конструктор Данте Джакоза наработал солидную научную базу, в первую очередь, в отношении кинематики подвески и аэродинамики.

Hrono032015

Для Fiat 600 характерна жесткая взаимосвязь технических решений всех важнейших узлов. В итоге Джакоза добился высочайшей рациональности конструкции и малой металлоемкости.

Удачная машина получила поистине всемирное признание: за пределами Италии ее выпускали в Аргентине, ФРГ (под маркой NSU), Испании (SEAT), Австрии (Steyr) и Югославии (Zastava). В последнем случае производство продолжалось до 1985 года. Советские конструкторы, хоть и не стали напрямую копировать Fiat, несомненно, опирались на идеи Джакозы при разработке первого «Запорожца».

50 лет назад

18 марта 1965 года стартовали продажи Nissan Silvia. К началу 60-х Япония почти оправилась от Второй мировой войны, благосостояние стало расти и возник спрос на престижные автомобили. К тому моменту Nissan уже наладил выпуск легких родстеров Fairlady, и их агрегатная база легла в основу нового купе. Создание кузова поручили графу Альбрехту фон Гёрцу, пожалуй, лучшему вольному специалисту той эпохи по экстерьеру спортивных авто. Внешне Silvia очень напоминала уменьшенный Chevrolet Corvette Sting Ray, а в движение приводилась двухкарбюраторным 1,6-литровым мотором с отдачей в 96 сил.

Hrono032015 1

По тогдашним меркам, Silvia считалась люксовым авто и стоила втрое дороже семейного седана Nissan Bluebird. Это объясняет скромный тираж – 554 машины за три года производства.

На момент премьеры Silvia была самым быстроходным японским автомобилем (165 км/ч), и это побудило полицию Страны восходящего солнца приобрести несколько штук в качестве скоростных патрульных машин.

Успех «Сильвии» повлиял на развитие японской автомобильной промышленности, открыв дорогу к серийному выпуску таких моделей, как 2000 GT, «Тойоты» или «ниссановских» же 240Z и Skyline GT-R.

40 лет назад

5 марта 1975 года был представлен Rolls-Royce Camargue – самый дорогой автомобиль в истории марки. В пересчете на современные деньги его цена превышает 600 тысяч долларов. Это был первый «Роллс-Ройс», спроектированный в метрической системе. Механически новая модель представляла собой все тот же Silver Shadow 65-го года. Единственное серьезное отличие – сложная система климат-контроля, которую, по утверждению фирмы, разрабатывали 8 лет.

Hrono032015 2

Кузов флагманского купе рисовал Паоло Мартин из ателье Pininfarina, и результат его работы можно смело назвать одной из самых больших неудач итальянского дизайна. «Камарг» был вопиюще некрасив, но заоблачная цена, как это часто бывает, чудесным образом превратила уродство в эксцентричность.

В первые годы автомобиль получал все лучшее от прочих моделей Rolls-Royce: в частности, реечное рулевое управление (1977) и новую заднюю подвеску (1979).

В 80-е развитие «Камарга» практически остановилось. Версия с турбонаддувом, запланированная к выпуску под маркой Bentley, так и не воплотилась в ходовой образец. Производство Camargue продолжалось до 1986 года.

35 лет назад

3 марта 1980 года в Женеве дебютировал Audi Quattro – спортивное купе с первой полноприводной трансмиссией, разработанной специально для легкового автомобиля. Прежние легковушки со всеми ведущими колесами оснащались адаптированными громоздкими трансмиссиями тракторов или внедорожников, и потому большого успеха не имели. Инженеры Audi смогли создать компактную и очень эффективную схему, основанную на использовании полого вторичного вала, который приводил в движение крестовину межосевого дифференциала, а внутри заключал вал привода передних колес.

Hrono032015 3

Стоимость Quattro превышала цену Jaguar XJS или «Мерседеса» SL-класса, но феноменальная устойчивость машины стала важным конкурентным преимуществом, и спрос на автомобиль был стабильно высоким.

Хорошей рекламой стали многочисленные победы Quattro в Чемпионатах мира по ралли. Развивая успех, группа VW-Audi в 80-е наладила выпуск полноприводных модификаций своих основных моделей и продолжила совершенствование трансмиссии.

Важной вехой стал переход к самоблокирующимся дифференциалам Torsen, случившийся в 1987 году.

Благодаря системе quattro полный привод широко распространен в современном автомобилестроении, и в наши дни на моделях Audi применяется уже шестое поколение данной трансмиссии.

Похожие статьи

Ноябрь в истории автопрома

admin

За праздником – к профессионалу!

admin

Октябрь в истории автопрома

admin

Джорджетто Джуджаро: дизайнер века

admin

Сентябрь в истории автопрома

admin

Август в истории автопрома

admin