25 ноября, 2024
1950 Lancia Aurelia 052015

Май в истории автопрома

65 лет назад

4 мая 1950 года на выставке в Турине дебютировал седан Lancia Aurelia – автомобиль, принесший в отрасль пару важнейших инноваций. Это был первый в истории серийный автомобиль, стандартно оснащенный радиальными шинами. Также на «Аурелию» поставили первый в истории серийный мотор V6. Инженеры Lancia считались экспертами в области V-образных моторов малого литража и теперь просто добавили два цилиндра к имевшейся архитектуре. В целом, несмотря на ухудшившийся экономический климат, модель продолжала линию технически сложных и баснословно дорогих довоенных Lancia. Трансмиссия была скомпонована по схеме transaxle: двигатель спереди, КПП и сцепление сзади. Переднюю подвеску сделали на скользящей опоре, заднюю – на косых рычагах (с 54-го заменили на мост DeDion). Гамму кузовов в последующие годы пополнили купе, парадный кабриолет на удлиненной базе и более спортивный открытый спайдер. Очень красивая и реально быстрая (до 185 км/ч) «Аурелия» стала одним из символов автомобильных 50-х, и ее производство продолжалось еще нескоторое время после премьеры модели-преемника Flaminia.

55 лет назад

11 мая 1960 года в версальском Дворце спорта состоялась премьера Peugeot 404. Это был большой семейный седан, возводивший едва ли не в абсолют лучшие качества тогдашних «Пежо» – солидность и надежность. От скучноватых предшественников 404 модель отличалась в лучшую сторону благодаря новому кузову, сработанному в ателье Pininfarina. По моде конца 50-х, задние крылья имели «плавники» в американском стиле, а лобовое стекло было панорамным. Не имея более крупной модели, фирма Peugeot стала развивать 404 модель в полноценный флагман. Появились более роскошные версии, вплоть до претенциозно названных Grand Tourisme и Super Luxe. Компанию седану составили купе и кабриолет, а чтобы их динамика не оставалась чисто иллюзорной, разработали мотор с механическим впрыском (до 88 л.с. к концу десятилетия). Легендарная выносливость старых «Пежо» позволила 404-й четырежды выиграть тяжелейшее африканское Safari Rally, что послужило хорошей рекламой. Не были забыты и традиционные клиенты Peugeot: прижимистые буржуа, главы больших семейств и фермеры. Им предназначались дизельные варианты, а также кузова пикап и универсал. Последний – на длинной базе и с возможностью заказа семиместной версии. Исключительно удачная модель выпускалась в Европе до 1975 года (правда, спортивные версии убрали еще в 69-м, с появлением машин 504-й серии). В Аргентине производство шло до 1982, а в Кении и вовсе до 1991 года. Многие из этих машин и сегодня можно увидеть на дорогах.

1960 Peugeot 404 052015

1960 Peugeot 404 1

45 лет назад

21 мая 1970 года было подписано партнерское соглашение между Chrysler Corporation и Mitsubishi Motors. По договору «Крайслер» получал 15% акций японской стороны и взамен осуществлял продажу машин Mitsubishi через свои дилерские сети под брендами Dodge и Plymouth. На первый взгляд, выгода была очевидной для обеих сторон. Mitsubishi, явно уступая по силе «Тойоте» и «Ниссану», получала возможность проникновения на американский рынок без затрат на инфраструктуру, а Chrysler мог не тратиться на разработку входивших в моду субкомпактных моделей. Но на деле все оказалось не так радужно. Вмешался человеческий фактор в лице непосредственных продавцов. Японские машины стоили дешевле, поэтому и удельную прибыль с продажи давали меньшую. Как следствие, работавшие за комиссию продавцы всеми силами старались сбыть покупателям «родные» американские авто, даже в самой бедной комплектации стоившие на несколько сотен дороже. В результате, даже в условиях скачкообразного роста цен на топливо и введенного с 1978 модельного года нормирования среднего расхода горючего, продажи «натурализованных» Mitsubishi шли весьма вяло. Марка не только не догоняла «Тойоту» и «Ниссан», но уступала «Хонде» и даже «Мазде», временами находившейся в состоянии, близком к банкротству. Когда президентом Chrysler стал Ли Якокка, соглашение пересмотрели, и с декабря 1981 года Mitsubishi начала продажи в США под собственным брендом. Но кооперация на этом не закончилась, ведь тогда в Америке действовали жесткие квоты на импорт японских автомобилей, поэтому часть машин по-прежнему реализовывал «Крайслер», а с 89-го в штате Иллинойс работает завод Diamond-Star, где собирают как «Крайслеры», так и «Мицубиси», адаптированные для американского рынка.

40 лет назад

2 мая 1975 года была начата сборка первого поколения BMW 3-й серии (кузов Е21). На эту машину в Мюнхене возлагали большие надежды: в годы высоких цен на нефть появлялась возможность переманить часть покупателей больших седанов, предложив им сопоставимый уровень комфорта и динамики при меньшем (намного) расходе горючего. Впрочем, хотя «тройка» и выглядела маленькой и легкой, ни одной из этих характеристик она реально не обладала. Автомобиль был, скорее, среднего размера и довольно тяжелым, но клиновидный силуэт с приподнятой кормой (автор – Поль Брак) скрадывал и размеры, и вес. Ранние Е21 больше выглядели, чем по-настоящему были «драйверскими» автомобилями. Именно с них началась традиция BMW к повороту центральной консоли в сторону водителя. Однако динамика дебютных вариантов – 316, 318 и 320 – не дотягивала до показателей предшествующей серии «02». Частично проблему решили к концу года выпуском модификации 320i с системой впрыска (125 л. с.). Скоростные двухлитровые Е21 отличались от «младших» моделей сдвоенной головной оптикой. В 1977 году инженеры BMW подготовили компактный 6-цилиндровый агрегат в двух вариантах: 2 л с карбюратором и 2,3 л с впрыском. Последний при мощности в 143 л. с. позволял достичь 190 км/ч. Новые «шестерки» заменили в гамме старые двухлитровые «четверки». Еще через 3 года образовавшийся между 318-й и 320-й разрыв был заполнен 105-сильной впрысковой моделью 318i. Всего за 7 лет собрали 1364039 экземпляров Е21, и эта машина почти удвоила годовые продажи BMW.

1975 BMW 052015

1977 BMW 052015

30 лет назад

17 мая 1985 года представили Alfa Romeo 75. Этой моделью миланская марка отмечала свое 75-летие, что и объясняет индекс. Экстерьер новой «Альфы» продолжил развитие стиля «оригами», от которого к тому моменту отказались все, кроме итальянцев. Поэтому на фоне все более обтекаемых конкурентов 75-я выглядела необычно. По своей идеологии модель была спортивным автомобилем в обличьи седана бизнес-класса: с одной стороны, автомобиль отличался почти идеальным распределением веса по осям (спасибо компоновке transaxle) и точным управлением, с другой – уровень оснащения был высок, и даже существовал вариант с двигателем V6 (главным образом, для экспорта в США, но была и европейская версия). Основу линейки силовых установок составляли заслуженные «четверки» с двумя распредвалами. Из веяний моды стоит отметить применение турбонаддува – как в приложении к бензиновому, так и к дизельному мотору, а также ставшего фирменной чертой «Альфы» двойного зажигания (с 1987-го). Модель 75 оказалась коммерчески успешной, что в те времена было для Alfa Romeo нетипично, и, убедившись в жизнеспособности миланской фирмы, ее в конце 86-го присоединил концерн Fiat.

1988 Alfa Romeo 052015

Текст: Серик Туленов, фотоматериал производителей

Похожие статьи

Ноябрь в истории автопрома

admin

За праздником – к профессионалу!

admin

Октябрь в истории автопрома

admin

Джорджетто Джуджаро: дизайнер века

admin

Сентябрь в истории автопрома

admin

Август в истории автопрома

admin