90 лет назад
7 июля 1928 года в Нью-Йорке прошла презентация новой автомобильной марки Plymouth. С ней Уолтер Крайслер задумал вторжение в массовый сегмент, до того прочно оккупированный «Фордом» и «Шевроле». В этих условиях к новой марке нужно было привлечь максимум внимания. Крайслер арендовал арену Медисон-сквер-гарден, а головную машину парада вела знаменитая летчица-рекордсменка Амелия Эрхарт. Но одного лишь красочного шоу было бы недостаточно. Новые машины должны были предлагать покупателю больше, чем давали уже зарекомендовавшие себя марки. И «Плимут» предлагал.
Plymouth Model Q 1928 г.в.
Автомобили дебютной модели Q оснащались тормозами с гидроприводом (система, разработанная лично Крайслером на основе патента Локхида) и централизованной системой смазки под давлением. Их двигатель был заметно мощнее моторов «Форда» и «Шевроле». И пусть из-за этого «Плимуты» стоили дороже, но потенциальные клиенты ясно видели, за счет чего образуется эта разница. Выбор названия новой марки играл на патриотических чувствах простых американцев, напоминая о высадке пилигримов с «Мейфлауэра» у Плимутского камня. Реклама преподносила машины как столь же выносливые и честные, что и первые переселенцы. За первые полгода было продано 66 тысяч машин – намного меньше, чем у конкурентов, но достаточно, чтобы счесть старт успешным. В последующие несколько лет доля «Плимута» неуклонно росла, и по итогам 1932 года марка вышла на третье место в США.
70 лет назад
22 июля 1948 года состоялась премьера Willys Jeepster – первого в истории автомобиля, точно попадающего под определение кроссовера как промежуточного звена между внедорожниками и легковыми машинами. Сугубо утилитарный «Джип» находил не так много почитателей в годы послевоенного экономического роста, и компания Willys попыталась вывести на рынок более «дружелюбную» модель. Машину красили в яркие цвета, и в стандартное оснащение входил ряд элементов, предлагаемых тогда «большой тройкой» только за дополнительную плату.
Willys Jeepster 1948 г.в.
Вместе с тем Jeepster существовал только в исполнении с задним приводом, а под капотом стояла слегка модернизированная 2,2-литровая «четверка» от военного джипа. Вышло так, что модель не попала ни в одну из имевшихся тогда рыночных ниш, а свою собственную образовать не сумела. Примерно за те же деньги можно было взять новейший кабриолет «Форда», оснащенный в полтора раза более мощным мотором V8. За меньшие – полноценный Jeep CJ с четырьмя ведущими колесами. Скромные возможности компании Willys не позволяли производить рестайлинг с той же частотой и в тех же масштабах, что и гиганты индустрии, а опционная «шестерка», предлагавшаяся с 49-го года, тоже имела довольно скромный рабочий объем (2,45–2,65 л) и высокой отдачей похвастаться не могла. Компания Willys быстро поняла, что допустила фальстарт, и уже через два с небольшим года производство «Джипстера» прекратила, остановившись на отметке 19 132 экземпляра. Название Jeepster вернулось в 1967 году, когда снова попытались выпустить молодежную модель, но уже с более широким набором доступных вариантов. Однако большого успеха не удалось добиться и тогда.
50 лет назад
13 июля 1968 года компания Mazda представила купе R100. После того как общественность позитивно встретила первую роторную модель Cosmo, «Мазда» решилась на постройку широкой гаммы моделей с двигателем Ванкеля. И если вариант на основе большой модели Luce трансформировался в итоге в еще одну техническую диковину – переднеприводную R130, то компактная R100 базировалась на агрегатах обычной семейной модели Familia.
Mazda R100 1968 г.в.
С этой машиной Mazda хотела по-настоящему вывести роторный двигатель в массы, поэтому рабочий объем двухсекционного мотора удержали на отметке 982 «кубика», что позволило остаться в низкой налоговой группе, вместо алюминия в качестве материала стенок рабочей поверхности использовали чугун, а также поставили карбюратор меньшей емкости. Но даже такая удешевленная силовая установка выдавала 100 «лошадей», благодаря чему автомобиль достигал 180 км/ч. Через год в дополнение к купе «Мазда» выпустила аналогичный седан SS.
Mazda Familia Rotary 1968 г.в.
Роторная «Фамилия» с успехом участвовала в гонках и неплохо продавалась даже в США и Австралии, привычных к намного более крупным автомобилям. В 70-м состоялся рестайлинг, с которым в название модели добавилось слово Presto, а отдача мотора выросла на 10 л. с. Примерно в то же время фирма запускала в производство более крупные модели Capella (она же 616) и Grand Familia (818), имевшие, соответственно, и больший экспортный потенциал. Они обе обзавелись модификациями с роторным двигателем, в результате чего потребность в «ванкеле» для компактной модели отпала, и после очередного рестайлинга в 73-м и купе R100, и седан SS исключили из производственной программы.
40 лет назад
13 июля 1978 года Генри Форд II уволил Ли Якокку с поста президента компании Ford Motor. Обоснование звучало как никогда легковесно: «Бывает, что тебе кто-то просто не нравится». Опасаясь, что компетентный и уважаемый в национальном масштабе Якокка хочет завладеть компанией, Форд еще в 75-м выделил полтора миллиона долларов на слежку за менеджером и поиск компрометирующих материалов. Детективы не нашли ничего, однако разубедить Форда было невозможно.
Ли Якокка
Сначала он избавился от нескольких ближайших соратников Якокки, а затем выставил и самого президента. Для компании это событие стало серьезным ударом. Конечно, проколы бывают у всех, но сейчас компанию покидал человек, инициировавший или поддержавший такие проекты, как Ford Mustang, Ford Fiesta, Lincoln Mark III и Mercury Marquis. С собой Якокка «унес» также наработки по будущему минивэну, пусть еще и очень далекие даже от стадии ходовых прототипов. Очень скоро Ford Motor, лишившись грамотного управления, погрузилась в кризис. А Ли Якокка уже через несколько месяцев возглавил корпорацию Chrysler и сумел спасти ее от ликвидации, окончательно утвердившись в роли чудотворца американской автоиндустрии.
30 лет назад
1 июля 1988 года представлено первое поколение Suzuki Vitara. Японцы и не скрывали, что идейным вдохновителем нового внедорожника была советская «Нива». Сочетание хорошей проходимости и ездового комфорта, сравнимого с легковыми моделями, становилось в 80-е годы все более востребованным, и класс, основанный «Нивой» десятилетием раньше, по-настоящему начал развиваться только с дебютом «Витары». Технически малый джип «Судзуки» сильно отличался от вазовского аналога: это был «настоящий» рамный внедорожник с отключаемым передним мостом (благо постройкой карликовых «проходимцев» Jimny японская компания занималась с 70-го года и традиции уже были наработаны).
Suzuki Vitara 1988 г.в.
Вместе с тем «одета» машина была в выразительный, скроенный по последней моде кузов с сильным наклоном лобового стекла и «расклешенными» колесными арками. Поначалу машина существовала только в варианте с короткой базой, зато имела модный вариант с откидной крышей. Пятидверная удлиненная версия появилась ближе к 90-му году. На разных рынках модель имела различные названия: «Витарой» она звалась главным образом в Западной Европе; дома она продавалась как Suzuki Escudo (а с 94-го и как Mazda Proceed Levante – в обмен на поставки «Маздой» дизельного мотора), в США – как Suzuki Sidekick и Geo Tracker, в Испании – как Santana 300/350. Выпуск первого поколения в Японии продолжался до самого конца 1997 года. Второе и третье «воплощения» обозначили постепенный дрейф в сторону асфальтовой эксплуатации, сохраняя еще внедорожные способности на довольно высоком уровне. Нынешнее, четвертое, поколение, хотя стилистически и напоминает автомобиль 30-летней давности, представляет собой обыкновенный городской кроссовер.
Текст: Серик Туленов, фотоматериал производителей