4 декабря, 2024

Эрколе Спада: Сальери автодизайна

По степени известности среди широкой аудитории Эрколе Спада уступает Джорджетто Джуджаро и Марчелло Гандини, хотя по величине таланта стоит с ними примерно на одном уровне. Мастеру явно не хватает эгоцентричности. Его индивидуальность слишком часто оказывалась в тени традиций знаменитой студии, сильного рыночного бренда или же доминирующего на каком-то историческом этапе стиля более удачливого соперника. И лишь на склоне лет Спада пришел к полной творческой независимости. Вот только не поздно ли?

Родился Эрколе Спада 26 августа 1938 года в ломбардском городке Бусто-Арсицио, автомобилями заболел еще в детстве. Отучился в Миланском институте промышленного дизайна, потом был призван на военную службу и по возвращении наконец был готов создавать невиданное. Больше всего Спада хотел работать над дизайном гоночных машин, поэтому отправил свое резюме трем фирмам, достигшим на этой ниве значительных успехов: Alfa Romeo, Abarth и Zagato. Первыми ответили из «Абарта», но собеседование не имело продолжения. А вот Элио Дзагато задал всего два вопроса: умеет ли Спада рисовать в натуральную величину и есть ли у него водительские права.

Alfa Romeo Giulietta SZ Coda Tronca 1960 г. в.

Двух «да» оказалось достаточно для приема на работу. И вскоре стало понятно почему. Несмотря на долгую и славную историю, ателье Zagato оставалось скромной по размерам семейной фирмой. Рабочий процесс выглядел следующим образом: дизайнер рисовал в масштабе 1:1 на доске, за его спиной моделисты прямо по рисунку делали кузов, после чего дизайнер сам садился за руль и ехал проверять свои догадки на практике. То есть представления об аэродинамике были чисто интуитивными, и остается только удивляться, насколько далеко студия Zagato продвинулась в этом направлении.

Aston Martin DB4 GTZ 1960 г. в.

Кузов для люксового купе Bristol 406S стал первой работой Эрколе Спада, но она имеет чисто энциклопедическое значение. Куда важнее был следующий проект – Aston Martin DB4 GTZ. В конце 50-х английская марка играла значительную роль в автоспорте и хотела навязать борьбу новому поколению Ferrari 250. Однако дорожный гран-турер DB4, обладая превосходным двигателем, плохо подходил для соревнований из-за размеров и веса. Спада решил обе проблемы, сократив колесную базу и заменив большую часть кузовных панелей алюминиевыми. Машина вышла красивой, но красота эта формировалась типичными для Zagato округлостями, и рука нового мастера еще не была заметна.

LanciaFlaviaSport 1962 г. в.

И словно в сказке, настоящую славу Спаде принесла третья попытка. К тому времени студия уже подготовила свой вариант купе Alfa Romeo Giulietta – SZ. Машина явно обладала хорошей аэродинамикой, но оснащалась всего-навсего 1,3-литровым мотором. Чтобы успешно противостоять более мощным конкурентам на трассе, нужно было и дальше улучшать обтекаемость, но заглаживать кузов было уже попросту некуда. И тогда Эрколе Спада вспомнил об открытии, сделанном еще в 30-е годы Вунибальдом Каммом и Райнхардом фон Кёниг-Факсенфельдом. Они установили, что если в правильной точке резко обрезать аэродинамически совершенный каплевидный хвост, то срыва пограничного слоя не произойдет и обтекаемость такого кузова будет незначительно отличаться от идеала. Оптимальное место для обрезания – там, где площадь поперечного сечения автомобиля равна половине своего максимума.

Alfa Romeo Giulia TZ 1963 г. в.

Об эффекте Камма многие слышали или читали, но из-за дефицита аэродинамических труб проверить его было затруднительно, а поверить в такое контринтуитивное утверждение мало кто решался. Эрколе Спада поверил и выиграл. Точные цифры в открытых источниках не приводятся, но с этого момента решение задней части coda tronca (буквально «обрезанный хвост») становится почти непременным для всех новых работ студии Zagato, а Эрколе Спада входит в пантеон наиболее влиятельных дизайнеров.

Alfa Romeo Junior Z 1969 г. в.

«Джульетте» с суффиксом SZ наследовала несколько более крупная Giulia TZ с 1,6-литровым мотором. Буква «Т» означает tubolare, то есть «трубообразная». Дело все в том же эффекте Камма. Чтобы не удлинять автомобиль и раньше получить точку ополовинивания площади поперечного сечения, Спада сильно закруглил боковую поверхность выше оконной линии, так что ближе к хвосту разрез кузова и правда напоминал половину трубы.

Fiat 500 Zanzara 1969 г. в.

Но время гонок на серийных шасси уходило. Требовалось все больше внимания уделять дорожным машинам, которые куда легче продать. И если Lancia Flavia Sport (1962) с панорамными боковыми окнами и плавными обводами кузова – это еще автомобиль в классической манере Zagato, то последующие модели свидетельствуют о поиске Спадой нового пластического ключа. Линии спрямляются и становятся жестче, а носовая часть – острее и ниже.

Volvo 2000 GTZ 1969 г. в.

Прототипы Fiat 125 GTZ, Lancia Flavia Super Sport, Rover 2000 TCZ и Volvo GTZ в силу разных причин так и остались в виде единичных образцов, и до серийного производства добралась лишь Alfa Romeo Junior Z (1969). Новый стиль Zagato лучше всего смотрелся именно с короткой колесной базой «Альфы». Машина вызвала восторг у публики и специалистов, и некоторые даже позднее утверждали, что, создавая в 70-е годы купе GTV и Sprint для Alfa Romeo, считавшийся лидером поколения Джорджетто Джуджаро опирался именно на Junior Z. Сам Джуджаро это отрицал и, вероятно, не лукавил: внешность обеих машин можно произвести от базового двухобъемного седана Alfasud авторства того же Джуджаро, а уже эта работа, скорее всего, опиралась на концепт Pininfarina BMC 1800 Berlina Aerodinamica (1967). Автомобильные дизайнеры вообще редко работают в башне из слоновой кости, и удачные произведения коллег пропустить невозможно.

BMW E34 предложенный Эрколем Спада 1982 г.

А вот кто не отрицал, что использовал Junior Z как источник вдохновения, так это Синъя Ивакура, создатель кузова оригинальной Honda CR-X (1983). А Такеси Аракава, нарисовавший купе MX-3 для «Мазды» (1991), в качестве отправной точки взял Giulia TZ. Вот так, оказывается, Эрколе Спада повлиял на японскую автоиндустрию эпохи ее расцвета.

BMW 730i E32 1986 г. в.

Сам же он начал тяготиться однообразием задач и все уменьшающимся числом разработок, преодолевающих стадию ходового прототипа. В 1969 году Спада по собственной инициативе сделал на агрегатах заднемоторного Fiat 500 пляжный багги, названный им Zanzara. Это слово означает «комар», и в самом деле, остроносая «лупоглазая» машина чем-то напоминала назойливое насекомое. Но и этот проект положили на полку.

BMW 735i E32 1986 г. в.

Эрколе Спада решился на перемены и в 1970 году перешел в студию Ghia, которая уже по факту, а с 73-го и юридически, стала частью империи «Форда». Но в мировой экономике начинался спад, в США вводились новые нормы экологичности и безопасности, драматически повысившие расходы автопроизводителей. А потом еще и грянул жесточайший топливный кризис вследствие арабо-израильской Войны Судного дня. Плохое время для концептов, плохое время для «Форда».

Fiat Tipo 1988 г. в.

В середине 70-х Спада ненадолго всплыл в Audi, но единственное, что на этом этапе его карьеры заслуживает упоминания, – это знакомство с Клаусом Люте, сильнейшим немецким дизайнером второй половины ХХ века. Люте возглавлял отдел стиля Audi, но хотел отвечать за дизайн всей группы VAG. Ему отказали, и тогда Люте ушел в BMW и увел с собой нового приятеля.

Fiat Tempra 1990 г. в.

В Мюнхене дела пошли не сильно лучше. Немецкий «орднунг» и ценности бренда способны сковать почти любую индивидуальность. Проявить себя Спада смог только на проекте второго поколения 7-й серии (Е32). Правда, и Клаус Люте тоже прикладывал руку, и сравнить величину вклада двух мастеров, не будучи членом команды, едва ли возможно. А вот над дизайном 5-й серии Е34 Люте осуществлял контроль, но сам уже не рисовал. Казалось бы, Эрколе Спада наконец получил свободу. Его рисунок, датированный 1982 годом, демонстрирует автомобиль, напоминающий не то уменьшенную и «подсушенную» Е32, не то будущую «тройку» Е36, но в любом случае экстерьер более динамичный и смелый, чем у хорошо нам знакомого итогового варианта машины. Резкое расхождение во взглядах на будущую «пятерку» с руководством компании привело к тому, что итальянец покинул BMW уже в 83-м.

Lancia Dedra 2000 turbo 1991 г. в.

Спада вернулся на родину, устроившись в компанию I.DE.A (Institute of Development in Automotive Engineering). На новом месте он вскоре сумел сделать невозможное – «переджуджарить Джуджаро». Концерн Fiat, чьи модели первой половины 80-х были нарисованы Джуджаро, не решился на безусловное продолжение сотрудничества. В самом деле, «Фиаты» Uno и Croma, а также дорогая Thema «Лянчи» выглядели как-то слишком просто. Поэтому устроили конкурс за очень лакомый кусок – дизайн всех основных моделей на «номерных» платформах 2 и 3. Джуджаро, понятное дело, участвовал и считался фаворитом, но выиграл не он, а Эрколе Спада. Другое дело, что у победы был странный привкус.

Alfa Romeo 155 T.Spark 2.0 1992 г. в.

Итоговый Fiat Tipo выглядел как, простите за каламбур, типичная работа Джуджаро: те же прямые линии, почти плоские поверхности и высокая крыша. Лишь нижняя кромка заднего бокового окна резко поднималась вверх, оживляя профиль. Видимо, именно эта черта и решила судьбу контракта. Чтобы представлять, как выглядел Tipo в представлении проигравшей студии ItalDesign, взгляните на Yugo Florida: это он и есть.

Ferrari FZ93 1993 г. в.

Седаны Fiat Tempra и Lancia Dedra получились несколько более выразительными. Хетчбэк Lancia Delta второго поколения и седан среднего размера Alfa Romeo 155 уже мало чем напоминали базовый для семейства Fiat Tipo и явно содержали отсылки к традиционным мотивам Zagato. Вот только колесная база у всех этих машин была одинаковой – при разбросе длины порядка полуметра. Поэтому «Альфа» при всей своей неординарности смотрелась тяжеловесной и слишком высокой. Но руководство «Фиата» было довольно, и Спада разработал также дизайн еще более крупного седана Lancia Kappa, соединив стиль 155-й «Альфы» с мотивами биодизайна.

Ford Maverick 2 1993 г. в

По этой машине было видно, что Эрколе Спада зашел в тупик. Аналогичное впечатление оставлял и другой его проект этих лет, созданный вне партнерства с туринским гигантом. Речь о внедорожнике Nissan Terrano II (он же Ford Maverick). Машина сохранила узкую платформу первого поколения Terrano, но здорово прибавила в росте и имела ту же вялую «оплывшую» пластику, что и Kappa.

Lancia Delta 1993 г. в.

Исчерпав себя в I.DE.A, Эрколе Спада в 1993 году вернулся в студию Zagato. Здесь он реализовал первую за три с лишним десятка лет попытку синтеза дизайна формульного болида и дорожного суперкара – Ferrari FZ93. Из последующих работ интерес представляет OSCA 2500 GT Dromos – современное осмысление все той же вечной темы «пузырей» Zagato по заказу японского предпринимателя Сёдзо Фудзиты. Машина использовала доступные агрегаты Subaru Legacy, но организовать ее производство так и не смогли.

Lancia Kappa 1994 г. в.

В 2008 году Эрколе Спада совместно с сыном Паоло открыл собственную студию промышленного дизайна Spada Concept с обособленным подразделением Spada Vetture Sport для создания авторских суперкаров. Для той цели запатентовали название Codatronca (именно так, одним словом), и спустя короткое время сделали на агрегатах «Корвета» купе Spada Codatronca TS. Да, мотивы «Альфы» TZ угадываются и в этой машине, но едва ли не впервые за спиной Эрколе Спады никто не стоял и не давал указаний.

OSCA 2500 GT 1998 г. в.

Однако в режиме полной свободы студия отнюдь не фонтанирует новинками: в 2011-м в свет вышла баркетта Codatronca Monza – и всё. Возможно, полувековая привычка работать в очерченных заказчиком рамках не позволяет мастеру сосредоточиться при их отсутствии. Но пока Эрколе Спада жив, остается надежда, что его лучшее творение еще впереди.

Эрколе и Паоло Спада на фоне Spada TS Codatronca

Текст: Серик Туленов, фотоматериал производителей

Похожие статьи

Ноябрь в истории автопрома

admin

За праздником – к профессионалу!

admin

Октябрь в истории автопрома

admin

Джорджетто Джуджаро: дизайнер века

admin

Сентябрь в истории автопрома

admin

Август в истории автопрома

admin