90 лет назад
2 декабря 1927 года проданы первые экземпляры Ford A. Компания «Форд» упустила благоприятный момент для смены поколений, и к середине 20-х легендарная модель «Т» устарела настолько, что желающих ее купить почти не осталось, и перед недавним мировым лидером замаячило банкротство.
Ford Model A Coupe 1927 г.в.
Новая модель не отличалась оригинальностью предшественницы. Единственной характерной чертой, сохранившейся со времен «Жестянки Лиззи», было отсутствие бензонасоса: за счет расположения бака топливо поступало в карбюратор самотеком. Также модель «А» была пионером в применении безопасных ветровых стекол. Иных значимых отличий от конкурентов машина не имела. Отдельное спасибо почитатели марки могли сказать за ставшие к тому моменту стандартными органы управления с обычным набором педалей и рычагом КПП (модель «Т» до конца сохраняла специфическую схему родом из 1908 года).
Ford Model A Sedan 1928 г.в.
Спешка при создании модели «А» вскоре дала о себе знать: уже через пару лет машина стала устаревать. Всего за четыре года сделали 4 849 340 штук. В 1932 году автомобиль получил вторую жизнь: после небольшой доработки сборку развернули в СССР под маркой ГАЗ-А.
70 лет назад
7 декабря 1947 года в США дебютировал обновленный Hudson Commodore. Первое послевоенное поколение независимых американских производителей отличалось смелостью дизайна, и «Хадсон», вероятно, следует признать наиболее радикальным. Для большей жесткости несущие боковины кузова сделали высокими, поэтому в машину не столько входили, сколько спускались.
Hudson Commodore Eight 1948 г.в.
Из-за этого данная генерация «Хадсонов» носит прозвище step-down. Помимо высокого уровня пассивной безопасности такая конструкция давала низкий центр масс, поэтому «Хадсоны» были устойчивы и хорошо управлялись. Достоинства модели были оценены покупателями, и одних только 8-цилиндровых «Коммодоров» за год продали почти 35,5 тысячи. Однако со временем обозначилась обратная сторона использования несущих кузовов. Если для рамных конструкций рестайлинг не представляет большого труда, так как при этом ограничиваются только заменой внешних панелей, то несущий кузов нужно перепроектировать куда более основательно.
Hudson Commodore Six 1948 г.в.
Скромный Hudson не мог себе этого позволить, и как только эффект новизны сошел на нет, продажи стали падать. Выпуск «Коммодора» закончился в 52-м, а окончательно серия step-down покинула конвейер еще двумя годами позже, когда Hudson и Nash слились в American Motors Corporation.
40 лет назад
7 декабря 1977 года одновременно по обе стороны Атлантики состоялась презентация «всемирной» компактной модели Chrylser. Машину разработало европейское отделение корпорации, объединив британский кузов с французской механикой (в Америке, впрочем, использовалась иная схема передней подвески). В Британии машину продавали как Chrysler Horizon, к востоку от Ла-Манша – как SIMCA Horizon, а в Америке – как Dodge Omni и Plymouth Horizon.
Chrysler Horizon 1977 г.в.
Ради сокращения издержек автомобиль гольф-класса построили на укороченном шасси среднеразмерного хетчбэка SIMCA 1307, что обусловило наибольшую ширину и колесную базу в классе. Расчет на американский рынок заставил также обогатить комплектацию. «Горизонт» можно было заказать с автоматической КПП (редкость в те годы), круиз-контролем и бортовым компьютером, считающим предполагаемый километраж до опустошения бака. В Европе Horizon признали автомобилем года, но этот аванс модель не оправдала. Бедственное положение «Крайслера» не способствовало выделению больших сумм на разработку, и в конструкции широко использовались узлы от давно выпускаемых моделей. Двигатели, например, прямиком перекочевали с модели-предшественницы SIMCA 1100. Эти агрегаты, спроектированные в начале 60-х, не удовлетворяли современным требованиям по шуму и вибрациям. К тому же новая машина была заметно тяжелее старой, и динамика ухудшилась. Отсутствие мощной версии (после дебюта Golf GTi таковая уже считалась обязательной) и трехдверного кузова тоже являлись серьезными минусами.
SIMCA Horizon 1977 г.в.
В 1979-м «Крайслер» продал свои европейские активы «Пежо». Новые хозяева сохранили производство отдельных моделей, в том числе Horizon, под маркой Talbot, но обновлений почти не делали. В 87-м марку ликвидировали, выпуск модели свернули, а ее наследника перед премьерой спешно переименовали в Peugeot 309. В США судьба «Горизонта» сложилась более удачно. Будучи слишком маленьким, а потому не являясь краеугольным камнем модельного ряда, Horizon давал больше возможностей для экспериментов. Со временем его превратили в молодежный автомобиль, для чего хорошо проработали варианты со специфичным для Америки кузовом купе и турбонаддувом. Последние экземпляры собрали в 1990 году.
30 лет назад
26 декабря 1987 года представлено восьмое поколение Lincoln Continental. В те годы «Линкольнам» приходилось соперничать уже не столько с «Кадиллаками», сколько с немецким импортом и специально создаваемыми для продвижения в США премиальными японскими брендами. По этой причине под хорошо знакомым названием был выпущен принципиально новый автомобиль.
Lincoln Continental 1988 г.в.
Начать стоит с того, что новый Continental был переднеприводным: в основе машины лежала удлиненная платформа недавней сенсации Ford Taurus. Роднил модель с «Таурусом» и единственный доступный мотор V6 объемом 3,8 литра. Его отдачу в 140 сил можно счесть недостаточной, но хорошая аэродинамика (опять же, спасибо «Таурусу») отчасти компенсировала нехватку мощности. Несмотря на в целом более вертикально ориентированный силуэт, Continental имел достаточно низкий коэффициент лобового сопротивления (0,35), а на скорости свыше 85 миль в час заметно увеличивалась прижимная сила. Чем брал восьмой Continental, так это технологичностью: АБС, адаптивная подвеска, усилитель руля с прогрессивной характеристикой, а с 1989 года – еще и подушки безопасности для водителя и переднего пассажира. Сделали реверанс и в сторону традиций: вернулась возможность установки спереди не двух отдельных кресел, а сплошного трехместного дивана. С небольшими изменениями автомобиль выпускался около шести лет. Единственной и до конца так и не решенной проблемой оставалась динамика. Применение сдвоенной системы выхлопа подняло отдачу мотора до 160 л. с., но это все равно было на целых 90 меньше, чем у Lexus LS400. Только в 93-м «Форд» наконец смог адаптировать свой новейший модульный V8 к переднеприводному шасси, и этот мотор получил Continental уже девятого поколения.
20 лет назад
10 декабря 1997 года начались продажи первого гибридного автомобиля массового выпуска Toyota Prius. Будучи лидером японского автомобилестроения, «Тойота» долгое время не имела уникальной технологии, выделяющей ее модельный ряд из общей массы. Затеяв в начале 90-х проект автомобиля XXI века, компания пришла к идее, что такой технологией станет гибридный привод.
Toyota Prius 1997 г.в.
В отличие от более ранних разработок на «Приусе» был использован синергетический привод – кардинально новая схема, когда электромотор и ДВС как непосредственно подключены к ведущим колесам, так и связаны между собой. Оба двигателя и генератор подсоединены к разным частям планетарной передачи, а управление током и включением-выключением бензинового мотора осуществляет компьютер. Движение исключительно на электрической тяге при малой нагрузке и вместе с тем заправка на обычной бензоколонке позволили объединить низкий расход горючего, экологичность и удобство эксплуатации. Правда, наиболее эффективны гибридные установки только в некоторых режимах движения. В среднем же они не демонстрируют решающего преимущества перед лучшими дизельными двигателями. Поэтому в Европе покупателей «гибридников» приходится стимулировать. Зато в регионах, где «тракторные» моторы не в почете (Северная Америка, Юго-Восточная Азия), Prius и аналоги приобрели большую популярность. В настоящее время выпускается уже четвертое его поколение, а многие традиционные модели (и не только у «Тойоты») имеют гибридные модификации.
Текст: Серик Туленов, фотоматериал производителей