Свеча прогресса

Мегатренды двигателестроения

Эти мегатренды влияют и на выбор технологий проектирования двигателей, и на выбор материалов, которые используются для производства его узлов. Так, например, повсеместно ужесточающиеся экологические нормы заставляют разработчиков уменьшать размеры двигателей, а также снижать все виды потерь, возникающих при работе отдельных компонентов силового агрегата. В итоге компонентам двигателя приходится работать в неблагоприятных условиях. Например, в условиях увеличившихся термических и механических нагрузок. При этом растет удельная мощность моторов, увеличиваются показатели давления впрыска топлива, повышается степень сжатия топливовоздушной смеси.

Эволюционные изменения

Производители деталей двигателя и компонентов системы зажигания, естественно, не могут оставаться в стороне от требований, сформулированных автопроизводителями. Важнейшим компонентом системы зажигания двигателя является свеча зажигания. Ее задача заключается в том, чтобы преобразовать электрическую энергию в искровой разряд, который воспламенит рабочую смесь в цилиндрах мотора.

За годы своего существования конструкция автомобильной свечи не претерпела кардинальных изменений. Однако под влиянием все тех же трендов в сфере двигателестроения существенно изменилось ее внутреннее содержание. Поменялись и подходы к выбору материалов, из которых производятся современные свечи.

С оглядкой на новые тенденции

Крупнейшие производители автокомпонентов обычно ведут разработку свечей зажигания в тесном сотрудничестве с автопроизводителями и проектировщиками двигателей. Не является исключением и японская корпорация DENSO, которая при разработке новых свечей зажигания ориентируется на новейшие тенденции в области автомобилестроения: снижение токсичности выхлопа, увеличение топливной экономичности двигателей с сохранением (или повышением) литровой мощности без ущерба эффективности (то есть как минимум без потери мощности и без снижения эффективности сгорания топлива). Кроме того, за всеми этими новейшими тенденциями нельзя забывать о потребителе: автомобилист должен получить не только эффективную свечу зажигания, но и свечу с установленным (а желательно и увеличенным) сроком службы.

Подобные (зачастую разнонаправленные) цели оказались настоящим вызовом для разработчиков современных свечей зажигания. Одним из решений стало, например, добавление нескольких боковых электродов. Что, увы, негативно сказалось на фронте пламени и в целом снизило эффективность работы свечи. Уменьшение диаметра центрального электрода свечи, конечно, позволило добиться мощной и стабильной искры, но заметно снизило срок ее службы.

Решение нашлось у DENSO – не просто уменьшить диаметр центрального электрода, но и выполнить его из прочного и износостойкого материала, такого как иридий. Благодаря тонкому центральному электроду инженерам DENSO удалось убить еще нескольких зайцев: снизить напряжение и добиться стабильного зажигания во всех режимах работы двигателя даже при падении напряжения в сети автомобиля или при снижении стартового тока.

Почему иридий и зачем «двойной наконечник»

Свечи с тонким центральным электродом (диаметр 0,4 мм), выполненным из особого сплава иридия, – это свечи DENSO Iridium TT. Выбор иридия для изготовления центрального электрода не случаен: этот редкий металл отличается высокой плотностью, прочностью и стойкостью к окислению и коррозии. А значит, компоненты, изготовленные с применением иридия, могут функционировать в самых экстремальных условиях, в каких и работают детали двигателя и система зажигания современного автомобиля. Использование сплавов с иридием имеет, к слову, и долгосрочный экономический эффект: свечи служат дольше (заявленный ресурс – 120 000 км), у потребителя все реже возникает необходимость их менять и тратить деньги на покупку новых.

Как было сказано выше, мощность искры – еще один важнейший критерий эффективности работы свечи, от которого напрямую зависит как минимум эффективность сгорания топливовоздушной смеси, а значит, и экологические показатели работы двигателя. Как можно добиться увеличения мощности искры и при этом избежать роста напряжения? В качестве такого решения в DENSO предложили технологию Twin Tip, которая применяется не только в иридиевых, но и в платиновых свечах зажигания. Эта технология предусматривает наличие тонкого бокового электрода (диаметр 0,7 мм) из платинового сплава. Искра, проходящая между центральным и боковым электродами малого диаметра, имеет высокую плотность, а значит, обеспечивает быстрый и эффективный фронт воспламенения. В результате свеча в нужный момент поджигает топливо, при этом эффективно сгорает топливовоздушная смесь даже с не самым оптимальным составом.

Результаты такой работы очевидны: если смесь хорошо сгорает, снижается расход топлива, уменьшается содержание вредных веществ в выхлопе. Именно поэтому свечи DENSO Iridium TT соответствуют требованиям Евро-5 и Евро-6, к тому же обладают потенциалом выхода на новые стандарты.

Публикуется на правах рекламы.

Похожие статьи

Каждый мотоцикл заслуживает Brembo

admin

Ремни для скутеров Dayco POWER

admin

Столетие автосвета Osram

admin

Советы от ZF: летом нагрузка на подвеску возрастает

admin

Проблесковый маячок вместо треугольника

admin

Шина Nokian Tyres Seasonproof 2

admin