Негромкий хлопок из-под капота, двигатель резко теряет мощность, автомобиль останавливается. Попытки завести мотор ничего не дают – стартер неожиданно легко крутит коленвал, вспышек в цилиндрах нет. Симптомы понятны, не нужно даже открывать капот: оборвался ремень газораспределительного механизма (ГРМ).
Чем страшен обрыв ремня ГРМ? Хотя бы тем, что вы вряд ли сможете устранить неисправность на месте – для этой операции нужен опыт, специнструмент, да и подменный ремень, который редко кто возит в багажнике. И даже если сервис окажется неподалеку, одной заменой ремня дело обычно не ограничивается – владелец попадает на дорогостоящий ремонт двигателя.
Дело в том, что ремень ГРМ синхронизирует работу коленчатого и распределительных валов. И при его обрыве распределительный вал останавливается, а коленчатый некоторое время еще продолжает вращаться. Поршни встречаются с клапанами – удар, еще удар… Даже при удачном раскладе на восстановление мотора придется потратить сотни тысяч тенге. А если помимо клапанов, поршней, шатунов будет поврежден еще и блок цилиндров, ремонт может вылиться в шестизначную сумму.
А как обезопасить себя от таких неприятностей? Ресурс ремня во многом зависит от условий эксплуатации и стиля езды. Его жизнь сокращают частые резкие ускорения, пуски мотора в лютые морозы и «с толкача», попадание на ремень грязи и технических жидкостей. Чаще контролируйте состояние привода: на ремне не должно быть следов износа, трещин, расслоений материала. И самое главное – в срок меняйте старый (пусть выглядящий совсем свежим) ремень на новый. В зависимости от производителя и конструкции двигателя это приходится делать каждый 60–150 тысяч километров.
Какой ремень выбрать? Самый простой и одновременно надежный вариант – заказать по VIN-номеру оригинальную деталь, которая точно подойдет на ваш автомобиль и будет достойного качества. Недостаток один, но существенный – высокая цена, особенно если приобретаете ремень на официальной СТО. Поэтому многие владельцы обоснованно ищут заменители, которые стоят существенно дешевле. Но тут возникает дилемма: деталь какого производителя выбрать, чтобы не прогадать?
Опытные ремонтники рекомендуют использовать качественные ремни от производителей с историей. Одна из таких компаний – Dayco. Она испокон веку поставляет качественные ремни ГРМ не только в запчасти, но и на конвейеры автозаводов многих известных автомобильных брендов. Не обращали внимания на логотип, который нанесен на ремне вашего автомобиля? Возможно, это Dayco. И такой же ремень может лежать и в упаковке с надписью «Original parts», например, для моделей Volkswagen или Renault.
Кстати, о качестве и надежности. Для ряда двигателей, где привод ГРМ подвержен повышенным нагрузкам, Dayco при изготовлении ремней ГРМ использует технологию High Tenacity (HT). Отличительная особенность таких ремней – белое покрытие на зубьях. Это пленка из полиэтилентерефталата (ПТФЭ) – прочного термопластика, который защищает зубья от износа, возникающего при сцеплении со шкивами, и от контакта боковой части ремня с фланцем шкива. Благодаря запатентованным полимерным материалам ремень на протяжении всего срока службы сохраняет прочность и эластичность, а высокопрочная армирующая вставка из стекловолокна эффективно препятствует растяжению.
Еще один совет тем, кто в ближайшее время собирается менять ремень ГРМ. Не поскупитесь потратиться еще и на натяжные и обводные ролики, а также на насос охлаждающей жидкости. Эти детали редко доживают до следующей замены ремня, а поменять их – значит проделать повторно те же самые операции. И заплатить еще столько же ремонтникам. Невыгодно и нерационально. И, ко всему прочему, небезопасно. Ведь если насос или ролик заклинит, ремень порвется или лишится зубьев. Какие будут последствия, вы уже знаете. Так стоит ли испытывать судьбу? Кстати, Dayco предлагает уже готовые установочные комплекты. Ремень ГРМ вместе с роликами и «помпой» обходятся дешевле, чем запчасти, купленные по отдельности. Плюс еще и в том, что производитель сам следит за совместимостью этих деталей, а значит, и работать они будут эффективно и безотказно.