Нужны ли шипованные шины?
Зима, как всегда, подкралась незаметно. Еще вчера ветер гонял пыль по сухому асфальту, а уже сегодня с утра в городе гололед. Такое чередование плюса и минуса неизбежно накладывает отпечаток и на манеру вождения алматинских водителей, и на их предпочтения в выборе зимних шин.
Одни ратуют за то, что в нашем климате нужны так называемые зимние «липучки», другие утверждают, что в условиях предгорного ландшафта, то есть постоянных подъемов и спусков, даже небольшой гололед просто не оставит шансов обычной резине и однозначно покупка шипованных шин оправдана.
Редакция нашего журнала решила провести небольшой эксперимент, с тем чтобы выяснить, правда ли эксплуатация шипованных шин дает чувство большей уверенности на наших дорогах, нежели использование обычных, зимних. Не так давно мы протестировали Hakkapeliitta R SUV и ощущения от их эксплуатации в памяти еще свежи. Теперь же установили на одну из наших редакционных машин, Mitsubishi Montero Sport, шипованную резину Nokian Hakkapeliitta 7 SUV (HKPL7SUV) размером 265/70 R16 и намерены опробовать ее в городской черте и на пригородных трассах.
Шины выпущены питерским заводом и рассчитаны на применение в условиях постоянно меняющейся зимы: от сухих морозов, снега и шуги до зимних дождей, при которых образуется устойчивый наст.
История успеха
Финский концерн с момента своего основания регулярно предлагает рынку различные инновации. Последнее время обновление модельного ряда шин происходит практически ежегодно, но каждая новинка тем не менее получает новые технические решения. Некоторые модели ввиду успешных продаж концерн не торопится снимать с производства, дополняя их актуальными размерами, и Hakkapeliitta 7 – именно такая шина. В 2012 году их линейка с приставкой SUV пополнилась размерами, рассчитанными на премиальный сегмент внедорожников, среди которых новый Nissan Patrol, Porsche Cayenne, BMW X5 и X6.
В основе успеха шины лежат новые технологии применения природных материалов, уникальный протектор и, конечно же, новые шипы. Напомним, что «семерка» вышла вслед за «пятеркой». Разработчики, пропустив логичную «шесть» в линейке Hakkapeliitta, отметили тем самым исключительные свойства «семерки», значительно превосходящие параметры предшественницы. Это же превосходство новой модели оценили и журналисты, которые назвали шину лучшей в своем классе на независимых европейских тестах.
HKPL7 с приставкой SUV, как и положено шинам для внедорожников, получила усиленную конструкцию. Мы не будем вдаваться в подробности процесса изготовления шины, тем более что делали это в одном из прошлых номеров нашего журнала после экскурсии по питерскому заводу Nokian. Напомним лишь, что при ее изготовлении используется сразу несколько видов резиновой смеси, получаемой из различных компонентов, включая силику, натуральный каучук и рапсовое масло. Прочность шины обеспечивается усиленным металлическим кордом, полимерным бандажным слоем и особым составом резины. А вот на строении протектора и шипах мы остановим свое пристальное внимание.
Технологии на страже безопасности
Инженеры, уже замечено, любят подглядывать у братьев наших меньших качества, помогающие им выживать в дикой природе, и технология «Медвежий коготь», разработанная инженерами Nokian еще для HKPL 5, один из подобных примеров. Видимо, инженеры намекнули этим названием на уникальные возможности медведей лазать по деревьям и бегать по чистому льду.
Разработчики оснастили шашки протектора шины специальным выступом (намек на коготь) с более острым краем, который в момент торможения помогает сохранить шипу строго перпендикулярное относительно дорожного полотна положение. Это в значительной мере улучшает его сцепные свойства с дорогой.
Особо стоит отметить способ посадки якорного шипа, который возможен только в заводских условиях и требует специального оборудования. Именно поэтому Nokian не выпускает шины под ошиповку, а предлагает покупателям готовый вариант. Фланец шипа выполнен в виде шестигранного ромба с большей, нежели головка шипа, площадью. Такая форма якоря позволяет уменьшить вибрацию и продлить срок службы шипа. Сама твердосплавная вставка также выполнена в виде шестигранного ромба (ранее были круглые и квадратные) и располагается длинной стороной перпендикулярно движению колеса. Как утверждают финские инженеры, продольное ориентирование сердечника шипа позволяет улучшить его сцепные свойства при торможении и разгоне, а ромбовидная форма обеспечивает сцепление при движении по дуге.
Под якорной основой шипа находится специальная демпферная подушка из мягкой резины, позволяющая ему прятаться на твердом дорожном покрытии и снижающая вибрацию и шум. У шинных производителей существуют разные технологии прячущихся шипов, и с их появлением эксплуатация шипованной резины по сухим зимним дорогам стала намного безопаснее.
Еще одна инновация HKPL7 SUV – технология Air Claw, воздушные амортизаторы, выполненные в виде капли и расположенные непосредственно рядом с шипом. В момент касания протектором дорожного полотна воздушные амортизаторы гасят энергию удара шипа и снижают шум и вибрацию. Подобное решение можно встретить у производителей спортивной обуви.
Впрочем, немаловажным фактором для бесшумной и беспроблемной жизни шипованных шин является и их правильная обкатка. В этот период эксплуатации шип садится на свое место и как бы привыкает к весу машины и воздействию дорожного полотна. Кроме того, из места посадки шипа испаряется техническая смазка, используемая при ошиповке, и окружающая шип резина становится более упругой. Обычно обкатка занимает около 500–700 километров. В это время машина эксплуатируется в щадящем скоростном режиме (до 60–70 км/ч), без резкого ускорения, торможения и заносов. Профессионалы советуют проводить ее не на гололеде, а на обычном асфальте, избегая сильных заморозков.
Протектор тестовой шины также имеет ряд инноваций, например 3D ламели. Если посмотреть на них в разрезе, то можно увидеть, что их стенки по краям имеют ромбовидную форму. Это позволяет ламелям блокироваться при экстремальных нагрузках и обеспечивать тем самым более эффективное сцепление шины с дорогой.
Кроме этого, за сцепление шины с дорогой отвечает и центральное плечо, где объединены в жесткое ребро шашки протектора. Такое решение, как правило, упрощает скоростную рулежку на сухом асфальте. Блоки протектора расположены таким образом, чтобы часть из них всегда оставалась перпендикулярно движению – как по прямой, так и по дуге. Симметричный и направленный рисунок протектора будет способствовать его очищению под действием центробежных сил. Для этого же дно канавок имеет скругленные края. А вот за рулежку в рыхлом снегу и шуге отвечает открытая плечевая зона с прорезанными в крайних шашках протектора ступенчатыми канавками, которые в момент поворота выполняют функцию дополнительных грунтозацепов.
Вот, пожалуй, и все, что на сегодняшний день мы узнали о тестируемых шинах. В процессе теста мы намерены проверить их в различных условиях, включая загородные и горные трассы, а заодно и оценить износостойкость и влияние на расход топлива. Отчетный материал по нашим тестам вы сможете найти в журнале Pitstop в конце следующей осени.
Текст: Эдуард Кричевский
Фотоматериал автора и Nokian Tyres