В отношении именитых запчастных брендов существуют некоторые заблуждения. Так, например, даже в среде профессионалов многие считают, что действительно качественные запчасти выпускаются лишь для автомобилей премиум-класса, причем только для их свежих версий моделей.
Это расхожее заблуждение опровергается, в частности, одним из старейших европейских производителей качественных пружин и рессор – компанией Lesjöfors, в ассортименте которой можно найти, например, пружины даже для автомобилей марки «Жигули» – всего модельного ряда от ВАЗ 21016 до ВАЗ 2107, с 1971 по 1992 год выпуска. Есть в ассортименте и пружины для таких современных моделей, как Kalina, Priora, Granta и Largus.
Впрочем, справедливости ради заметим: иностранные бренды нечасто предлагают продукцию для российских автомобилей. А чем же интересно такое предложение для потребителя? Это очевидно: оно привлекает возможностью значительно «продлить жизнь» любимой машины, которая еще ездит, несмотря на то что модель не выпускается уже более 30 лет.
В Lesjöfors убеждены, что пружины подвески должны производиться из стали высочайшего качества. Из множества сталепрокатных заводов в мире лишь считаное число способно выпускать пружинную сталь с минимальным количеством примесей, так как для этого требуется дорогостоящее оборудование и строгий контроль процессов. В той же России, например, сталь такого качества не производят.
Пружинная сталь обладает рядом особенностей, таких как прочность, очень высокий предел текучести, приемлемый уровень коррозионной устойчивости, качество поверхности материала, отсутствие неметаллических примесей.
Наиболее важный показатель пружинной стали – ее прочность. Чтобы понять, насколько прочна стальная проволока, ее растягивают до тех пор, пока не возникнет разрыв. В производстве пружин Lesjöfors используется проволока, предел прочности которой составляет 1800–2100 ньютон на квадратный миллиметр. Этот показатель в два раза выше, чем у недорогих пружин сторонних производителей – значит, пружины Lesjöfors готовы нести двукратные нагрузки.
То, насколько материал способен сохранять первоначальную форму при сгибании и скручивании, характеризует предел текучести. В стали, с которой работает Lesjöfors, данный показатель составляет 90% от предела прочности. Высокий предел текучести свидетельствует и о высоком сопротивлении усталостным процессам в металле. Иначе говоря, даже при длительной эксплуатации пружины Lesjöfors не дадут просадку, они будут сохранять упругость и поддержат кузов автомобиля на должной высоте.
Высокие показатели пределов прочности и текучести достигаются термической обработкой металла – его закалкой и отпуском, а также за счет добавления в сталь специальных легирующих элементов: кремния, марганца, хрома. Легирующие добавки обеспечивают пружинам и высокий уровень коррозионной устойчивости.
Немалое значение имеет и качество поверхности готового изделия. Такие дефекты, как отшелушивание или растрескивание металла, существенно снижают прочность пружин. Также на прочности не в лучшую сторону сказывается и количество неметаллических примесей: чем их больше, тем выше вероятность концентрации примесей в одной точке, в которой при нагрузке может произойти поломка.
В пружинной проволоке, которую используют в Lesjöfors, количество неметаллических примесей не превышает 0,7% от площади диаметра. Это в три раза меньше, чем в пружинах других марок.