Недавно был составлен мировой рейтинг самых быстрорастущих авторынков мира по результатам первого полугодия 2013 года. Казахстан занял в нем 4-ое место, 1-ое место – у Республики Перу с ростом более 102%.
Другой мировой рейтинг – по количеству продаж по всем странам мира – показал, что авторынок Казахстана сейчас находится на 47-ом месте из 100 (54-ое годом ранее). На последнем месте – Латвия. Первое место в таблице занимает Китай (10 млн. продаж за полугодие), далее следуют США, Япония, Бразилия, Германия и Россия (на 6-ом месте). Страна с похожим уровнем жизни и с таким же количеством населения, как в Казахстане, – Чили (17,5 млн человек, ВВП на душу населения – 22 тыс. USD) – имеет в этом рейтинге 28-ое место (среднемесячные продажи – 30 тыс. ед. автомобилей). Ниже Казахстана находятся такие страны, как: Португалия (48-ое место против 51-го в АППГ), Финляндия (49-ое место, как и год назад), Ирландия (50-ое место против 56-го в АППГ).
Андрей Лаврентьев – президент Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса
ИМПОРТ И ПРОИЗВОДСТВО
Итоги продаж новых автомобилей официальными дилерами Казахстана в сентябре этого года составили 16196 ед. (против 8497 в аналогичный период прошлого года).
Всего с начала этого года по сентябрь включительно было продано 116 094 новых автомобилей. Доля импорта в этом количестве составила 78,6%, доля автомобилей отечественной сборки – 21,4% (91277и 24817 ед. соответственно).
Объем проданных автомобилей родом из России с начала этого года составил 59941 ед. Продажи продукции узбекского автопрома –10224 ед. Японские производители занимают 3-е место с 9824 ед. Продажи машин, произведенных в Объединенном Королевстве, составили 4254 ед. Доля продаж продукции из Южной Кореи – 3257 ед. Автомобили, произведенные в Германии, показывают стойкое падение количества продаж – 5,2%.
ПО БРЕНДАМ
В первой строке общей таблицы брендов по итогам января–сентября 2013года удерживает позиции Lada с результатами продаж в 40444 ед. и 35% долей от всех продаж новых автомобилей в РК.
Второе место по результатам 9 месяцев занимает, как и по итогам предыдущего периода, бренд Uz-Daewoo – 9922 ед.
Третье место у бренда KIA – 8737 автомобилей.
Далее следует бренд Hyundai с 8596 проданными автомобилями.
Бренд Toyota реализовал 8209 ед.
На шестом месте – бренд Chevrolet с продажами в 7408 ед.
Бренд GAZ прочно занял седьмое место в общей таблице брендов и лидирует в сегменте коммерческой техники – 4916 ед.
Количества продаж бренда Nissan с января по сентябрь составило 4507 ед.
Бренд Renault по объему продаж за январь–август показал результаты 3083 ед. против 780 за тот же период прошлого года.
Ниже идут бренды Skoda и SsangYong (2715 и 2618 ед. соответственно), ZAZ (2404 ед.) и Mitsubishi (2301 ед.).
ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВТОПРОМ
Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за январь–сентябрь составили 24817 ед. (против 12958 в 2012 г.). Основным растущим сегментом остается сегмент легковых автомобилей (седанов) – 12450 ед.
В бюджетном диапазоне цен среди легковых автомобилей отечественной сборки (10–15 тыс. USD) модель ZAZ Chance удерживает верхнюю строку –1951 ед. Этот диапазон пополнился новым автомобилем – ZAZ Forza.
В ценовом диапазоне от 15 до 20 тыс. USD на первой позиции – Chevrolet Aveo New – 944 ед.
В диапазоне 20–25 тыс. USD больше всего продаж модели Chevrolet Cruze –2596 ед. Этот диапазон цен характеризуется самой высокой долей продаж на внутреннем рынке среди легковых автомобилей отечественной сборки – более 46% по итогам 9 месяцев этого года.
В диапазоне от 25 до 40 тыс. USD среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке Skoda Octavia – 821 ед.
Диапазон от 40 до 60 тыс. USD представляет единственная модель – KIA Cadenza: продано с начала этого года 52 автомобиля.
В премиальном классе казахстанский автопром представлен всего двумя моделями: SsangYong Chairman – 28 ед. и KIA Quoris – 11 ед. с начала этого года.
Подводя итоги продаж седанов отечественной сборки за 9 месяцев 2013 года, отметим, что в конце сентября линейка отечественных седанов пополнилась новой маркой – настоящими «французами»: в официальную продажу поступили автомобили концерна PSA Peugeot Citroen.
Доля внедорожников казахстанской сборки среди всех продаж новых автомобилей в январе–сентябре 2013 года составила 9,26% и 43,3% от всех автомобилей отечественного производства. Всего за этот период было реализовано 10756 ед. данной категории автомобилей.
Бюджетный внедорожник Lada 4×4 обеспечил продажи в 4979 ед.
В диапазоне цен от 25 до 40 тыс. USD лидирует SsangYongKyron – 1231ед.
На втором месте KIASportage –1047 ед.
Модель SsangYong NewActyon продалась 963 раза.
ПО СЕГМЕНТАМ
Продажи всех легковых пассажирских автомобилей (PC) за период с начала года составили 74399 ед.
Лидирует по количеству продаж класс B. Среди всех моделей этого класса наиболее всего прибавила к своей доле присутствия Hyundai Accent: 5570 ед. против 3181 за аналогичный период прошлого года.
На втором месте – класс C: 20083 ед. Здесь большая часть продаж представлена продажами модели Daewoo Nexia – 7813 ед.
В классе E было продано 3247 машин. Из них продажи Toyota Camry составили 2222 ед.
В классе А драйвером роста выступает Daewoo Matiz: с начала года – 2987 автомобилей.
Рост продаж в классе D происходил в основном за счет появления в этой категории новых машин. Наиболее успешными оказались продажи Chevrolet Malibu.
В классе F итоги продаж с начала года – 122 ед.
В сегменте внедорожников было продано 31105 ед., при этом на 121% выросли продажи компактных SUV. Здесь драйвером роста по результатам 3 кварталов стал Renault Duster – 1556 ед.
РЫНОК РК В ДЕНЕЖНОМ ЭКВИВАЛЕНТЕ
За период с января по август было продано автомобилей на общую сумму $ 2,6 млрд (по оценкам АКАБ в базовых ценах). На долю национальных производителей пришлось $ 547млн. На долю импортеров – чуть менее $ 2 млрд.
Средняя цена предложений в начале осени на легковые и внедорожники составила 21784$.
Наибольшее количество автомобилей с начала года продавалось по цене от 10 до 15 тыс. USD. По цене менее 10 тыс. USD было продано 17% автомобилей.
По 15–20 тыс. USD – 16% автомобилей.
Доля автомобилей по 20–25 тыс. USD – 10%.
Выросли продажи в ценовом сегменте от 25– 40 тыс. USD, составив 16%, а в диапазоне от 40–80 тыс. USD продажи упали до 6%.
Небеспочвенное предположение о существенном подъеме цен высказали в прессе в связи с гармонизацией законодательства в Таможенном Союзе (введение утилизационного сбора). АКАБ предполагает, что, если нашим правительством не будут предприняты какие-либо компенсационные меры, данное предположение станет неприятной реальностью.
Источники: собственные данные АКАБ (Ассоциация Казахстанского Автобизнеса), данные производителей и компаний-импортеров. Не включены продажи автомобильных брендов Китая.