По итогам 2012 года казахстанский рынок новых легковых автомобилей и коммерческой техники (LCV) увеличился на 117% в сравнении с 2011 годом, то есть практически более чем удвоился. В минувшем году, по данным АКАБ, официальные дистрибьюторы, дилеры, импортеры и отечественные производители в совокупности реализовали на территории РК 98 231 единицу техники, включая легковые автомобили, LCV и крупнотоннажные автомобили. В 2011 году этот показатель равнялся 45 тыс. единиц.
Импорт
Импорт новых автомобилей за 2012 год, без учета ввезенных машин с территории стран Таможенного союза составил 50 тыс. единиц, против 32 тыс., ввезенных за прошлый год. Россия поставила в РК порядка 55 тыс. новых легковых автомобилей, 7 тыс. грузовиков, 579 седельных тягачей и 1300 новых автобусов – всего 64 198 единиц новой техники. Из других крупных экспортеров на наш рынок можно выделить Японию – 15700 машин и Китай – 10600 единиц техники.
Бренды
Наибольшая доля рынка по итогам 2012 года (40,41%) все так же принадлежит автомобильной марке LADA с общим количеством продаж – 35 тыс. единиц. На второе место по итогам года вышла корпорация Toyota и возглавила в мировых продажах список автомобилей среднего класса.
Интересно отметить, что в Казахстан пришли новые импортные марки. Так, в минувшем году стартовали официальные продажи концерна HONDA (класс легковых автомобилей) и MAN TRUCK&BUSS (крупнотоннажная коммерческая техника).
В сегменте коммерческой техники также наблюдался рост продаж. Значительная часть рынка по-прежнему принадлежит бренду GAZ (47,32%), хотя доля его присутствия по сравнению с прошлым годом уменьшилась почти на 10%. Впрочем, количественно по результатам года продажи GAZ выросли. Вторую строчку брендов занимает UAZ, на 150 машин увеличивший свои продажи относительно 2011 года. Тем не менее его доля на рынке сократилась за 2012 год на 12%. В сегменте тяжелой коммерческой техники всех опередил бренд КАМАЗ, занявший 17,37% рынка и продавший 1954 единицы техники.
Легковые автомобили
С начала 2012 года рынок легковых автомобилей в РК показывал уверенный рост. В этом сегменте было продано 86959 автомобилей, включая легковые автомобили, SUV, пикапы, минивэны и LCV (чья полная масса не превышает 3,5 т). Максимальный темп роста наблюдался с начала года по апрель.
Как и в прошлом году, первые четыре места по количеству продаж между собой разделили Lada, Toyota, Daewoo и Hyundai.
На 5-ое место вышел бренд KIA с 5491 автомобилем, против 1783 машин, проданных в прошлом году. Далее, на 6-ом месте, идет Chevrolet. Nissan потерял прошлогодние позиции и опустился на 7-ое место. Хорошие показатели в 2012 году были у Renault, продавшего 1184 автомобиля против 363 в прошлом году. Ford сделал рекордный рывок официальных продаж, реализовав в 2012 году 269 единиц.
В премиальном сегменте лидирует Lexus – 1006 проданных автомобилей против 482 проданных за 2011 год. С незначительным повышением закончили год BMW и Mercedes-Benz, продав по 200 автомобилей. В целом премиум-класс не порадовал хорошими результатами, а все успехи продаж пришлись в основном на бюджетный сектор (более 95% продаж).
Считаем деньги
В материальном выражении казахстанский рынок легких автомобилей вырос на 108%, составив 1,9 млрд USD, по оценкам экспертов АКАБ. И более 370 млн USD (19% рынка), по нашим оценкам, пришлось на долю национальных производителей легковых автомобилей.
По результатам анализа специалистов АКАБ, на рынок нашей республики автомобили российских марок ввозились в среднем по цене 9,5 тыс. USD (против 9,3 тыс. USD в 2011 г.). Иномарки российской сборки поставлялись в среднем по цене 16,7 тыс. USD (цена с 2011 года почти не изменилась). Новые, импортированные из-за пределов Таможенного союза, на ввозе подешевели почти на 1000 USD и стали стоить в среднем 24,3 тыс. USD. Автомобили казахстанской сборки имели среднюю цену 17 тыс. USD.
Расстановка в ценовом сегменте практически не изменилась, но стоит отметить тот факт, что в общем количестве продаж по сравнению с прошлым годом доля бюджетных автомобилей повысилась на 3%, а доля премиум-класса уменьшилась на 2%.
Отметим также следующее: структура рынка в материальном отношении отлична от структуры рынка в отношении количественном. Если в количественном рейтинге на первом месте выступает LADA, то в пересчете на материальные объемы лидирует Toyota: около 0,5 млрд USD, что, по нашим оценкам, практически соответствует 25% от общего объема импорта легковых автомобилей.
Модели
Согласно данным АКАБ, в рейтинге моделей (ТОП-25) лидерство выше пятой строки продолжают удерживать четыре бестселлера казахстанского рынка: Priora, Samara, Nexia, NIVA 4×4. Премьера года – Lada Granta – разместилась на 5-ой позиции с продажами в 5300 автомобилей. Интересен рекорд Toyota Camry: ее продажи превысили прошлогодние почти в 4 раза (2168 ед. против 575 ед.). Растут продажи ZAZ Chance казахстанской сборки: 1919 против 873 ед., проданных в прошлом году. Хорошие продажи показал Nissan Juke, увеличив свой прошлогодний показатель практически в 3 раза. Удачным год стал и для KIA RIO – 1161 машина за 2012 год.
Продажи в регионах отличаются от ситуации в Алматы, в основном там востребованы автомобили российских марок. В южной столице в фаворитах по-прежнему Daewoo Nexia узбекской сборки и отечественный Chance.
Материал предоставлен: ОЮЛ «Ассоциация Казахстанского Авто Бизнеса» АКАБ.