Сезон умеренного роста
Название апрельского отчета говорит само за себя: автомобильный рынок хотя и демонстрирует положительную динамику роста, показатели, однако, не совсем те, что ожидались в прошлом году и даже в начале нынешнего.
Итоги продаж новых автомобилей официальными дилерами Казахстана в апреле – 14011 ед. Рост составил 4,22%. Всего за период с начала года продано 48883 ед. В прошлом году за аналогичный период – 41014 ед.
Доля импорта среди проданных автомобилей от начала года составила 79,1%, доля автомобилей отечественной сборки – 20,9% (38678 и 10205 ед. соответственно).
Среди стран-производителей автомобилей Россия занимает первое место на рынке Казахстана – 27289 ед.
Японские производители расположились на третьем месте после казахстанского автопрома – 7,1%.
Количество автомобилей, собранных в Объединенном Королевстве и проданных в РК, составило1987 ед.
Продажи продукции из Узбекистана упали в долевом отношении до 3,5%, а в количественном – на 53,7%, или 1691 ед. против 3653 ед. за аналогичный период прошлого года. Так отразились последствия введения нового технического регламента, согласно которому большинство автомобилей, импортируемых из соседней республики, не отвечает нормативам.
Автомобили, собранные в Корее, снизили свои продажи на 20,51%: 1151 ед. против 1448 ед. за АППГ.
Турецкие производители продолжают поставки новых автомобилей в РК со значительным ростом уже на протяжении нескольких месяцев: 625 ед. против 14 ед. за АППГ.
ПО БРЕНДАМ
На первой строке общей таблицы брендов по итогам января – апреля текущего года удерживает позиции Lada с результатами продаж в 14286 ед. и долей 29,22% от всех продаж новых автомобилей в РК (14847 ед. и 36,20% за АППГ). Продажи снизились на 3,78%, а доля рынка – на 6,98%. Эти изменения связаны с прекращением выпуска некоторых моделей и планами модернизации линий на предприятиях концерна «АВТОВАЗ».
На втором месте по результатам четырех месяцев закрепился бренд KIA: 4796 ед. против 3259 за АППГ. Рост доли на 1,87% – до 9,81% в общей таблице брендов.
Бренд Hyundai – на третьем месте. Он поднял свои продажи на 42,38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (4253 ед. против 2987) и приобрел долю рынка в объеме 8,70%.
Бренд Chevrolet сегодня на четвертом месте: 4117 ед. против 2730 за АППГ. Рост количества продаж составил 50,81%, а доля присутствия этой марки поднялась на 1,77%.
Пятое место занято Toyota: 3565 ед., доля рынка – 7,29%.
Марка GAZ уверенно занимает шестую позицию по популярности в РК с долей присутствия 5,13%, увеличив объем продаж на 25,55%.
Бренд Renault по объему продаж с начала года занял седьмое место: 2484 ед. против 959 за АППГ. Количественный рост продаж составил 159,02%, доля рынка – 5,08%.
На восьмой строке таблицы брендов – Nissan. Рост количества продаж по сравнению с АППГ составил 11,34%: 2130 ед. против 1913.
Ниже расположился бренд Uz-Daewoo: 1641 ед. против 3521 за АППГ. Доля рынка уменьшилась до 3,36% с 8,58%.
На десятом месте – Skoda с хорошим ростом, составившим 74,77%, и долей в 2,76%: 1351ед. против 773 за АППГ.
Выросли продажи Volkswagen на 127,6 %: 833 ед. против 366 за АППГ. Mercedes-Benz увеличил продажи на 109,76%: 172 ед. против 82 за АППГ. На 49,35% выросли продажи Land Rover: 115 ед. против 77 в АППГ.
АВТОПРОМ РК
Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за январь – апрель 2014 года показали количественный рост на 16,2% по отношению к АППГ: 10205 ед. против 8783.
Доля продаж казахстанских автомобилей на внутреннем рынке составила 20,9%.
Драйвером роста остается сегмент легковых автомобилей: повышение на12,3% (5020 ед.).
Наибольший рост в этом сегменте (402,20%) отмечен в классе B. Лидерами в обозначенном ценовом диапазоне являются Chevrolet Aveo New (первое место в диапазоне цен от15 до 20 тыс. USD – 703 ед.) и Skoda Rapid (581 ед.).
В бюджетном диапазоне цен (10 – 15 тыс. USD) модель ZAZ Chance удерживает верхнюю строку (384 ед.).
В диапазоне от 20 до 25 тыс. USD больше всего продаж модели Chevrolet Cruze (доля – 21,4%). Этот диапазон цен характеризуется самой высокой долей продаж на внутреннем рынке среди автомобилей казахстанской сборки: более 40% по итогам с начала года.
В диапазоне от 25 до 40 тыс. USD среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке Skoda Octavia: 247 ед. против 284 за АППГ.
В премиум-классе отечественного производства 11 продаж с начала года: модели KIA Cadenza – 13 ед., SsangYong Chairman – 7 ед., KIA Quoris – 1 ед.
Доля внедорожников казахстанской сборки в январе – апреле 2014 года составила 9,2% и 44,13% от всех автомобилей отечественного производства.
Всего за этот период было реализовано 4503 ед. данной категории автомобилей (против 3895 ед. за АППГ). Рост составил 15,61%.
Бюджетный внедорожник Lada 4×4 обеспечил продажи 12,12% рынка отечественных внедорожников (22,67% за АППГ) – падение доли присутствия на 38% по сравнению с АППГ (1237 ед. против 1991).
Рост продаж в категории отечественных внедорожников показали только три модели: KIA Sportage (1049 ед. против 258 в АППГ) и KIA Sorento (421 ед. против 395 ед.), Chevrolet Tracker (523 ед.) и Captiva (398 ед. против 254 в АППГ). Остальные продемонстрировали несущественный рост либо падение.
В денежном эквиваленте за период с начала года рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 25,89% и составил 1120,2 млн USD (по нашим оценкам базовых цен). В АППГ эта цифра равнялась 889,8 млн USD. Если вспомнить недавнюю историю, то такие показатели в 2012 году были достигнуты более чем за полугодовой период.
На долю национальных производителей пришлось 242,5 млн USD. Это на 28,01% больше, чем в прошлом году, когда объем продаж в денежном эквиваленте составил 189,4 млн USD.
На долю импортеров в денежном выражении пришлось чуть более 877,7 млн USD против 700,3 млн за АППГ. Рост составил 25,33%.
Материал предоставлен Ассоциацией Казахстанского Автобизнеса (сокращенная версия)
Источники: собственные данные АКАБ, данные авторпоизводителей и компаний импортеров,
не включены продажи коммерческой техники группы «КАМАЗ-Инжиниринг»