и легкой коммерческой техники в РК
По итогам января 2013 года казахстанский рынок новых легковых автомобилей и коммерческой техники, в том числе импортированных и произведенных на территории Казахстана, увеличился на 112,5% в сравнении с аналогичным периодом 2012 года (8 890 единиц в январе 2013 года против 4 183 в январе 2012 года).
Отечественный автопром активно наращивает обороты, и казахстанцы, судя по результатам продаж, все чаще отдают предпочтение продукции казахстанского автопрома. Продажи в январе составили 79% — импортированных и 21% произведенных в РК автомобилей. В первой тройке национальных производителей, как и прежде, АЗИЯ АВТО, АГРОМАШХОЛДИНГ и HYUNDAI AUTOTRANS.
Всего произведенных в РК автомобилей за январь было продано 1856 (380 ед. за тот же период прошлого года). Январские продажи в данном разрезе были представлены 5-ю марками (KIA, LADA, Chevrolet, SsangYong, ZAZ, Hyundai), всего – 28 различных моделей, произведенных в РК.
В первую тройку импортеров в январе текущего года вошли БИПЭК АВТО (41% от общего числа проданных автомобилей, в том числе завезенных из РФ – 3549), MERCUR AUTO (913 единиц, в основном из Узбекистана) и ВИРАЖ, замыкающий тройку лидеров (616 ед. из России). Всего из России было поставлено и продано в этом январе порядка 4,7 тыс. новых автомобилей различного назначения (против 2215 за январь 2012 года). Вторая страна – крупный поставщик новых автомобилей – Япония. Ее показатель – 923 единицы (625 ед. в январе 2012 года).
По брендам
Традиционно бренд LADA возглавляет первую строчку рейтинга продаж – 3631 ед. против 1666 за январь 2012 года. Бренд Daewoo поднялся на 5 строчек с результатом 816 единиц, заняв 9,2% доли всего рынка новых автомобилей и 10% в сегменте легковых автомобилей (176 ед. в 2012 году).
Аналогичный рывок совершил бренд KIA, продав 714 машин и заняв 8% от общего рынка (и около 9% доли легковых). Среднемесячный показатель бренда KIA вырос на 56%, в основном благодаря продажам нового Cerato казахстанского производства (274 ед., 4% рынка легковых) и нового RIO (172 ед., 2%).
На 4-ом месте Chevrolet с 545-ю проданными автомобилями и долей в 6% от общего рынка и 7% от рынка легковых машин. Здесь локомотивами продаж стали Cruze – 180 ед. (2,21%) и NIVA – 135 (1,7% доли рынка легковых машин).
На 5-ой строчке общей таблицы брендов – GAZ, лидер коммерческой техники, занимающий 5,5% (488 ед.) общего рынка новых автомобилей и 68,5% коммерческой техники.
По деньгам
В ценовом эквиваленте в январе 2013 наш рынок новых автомобилей вырос на 81%, составив сумму более184 млн USD (по оценкам экспертов АКАБ). В январе 2012 года эта цифра равнялась 102 млн USD.
Чуть менее 39 млн USD пришлось на долю национальных производителей легковых автомобилей. В том числе на 8 млн было приобретено бюджетных авто по цене от 10 до 15 тыс. USD, 12 млн USD (30% от количественного объема произведенных в РК легковых) было потрачено казахстанцами на покупку машин по цене от 20 до 25 тыс. USD. Таким образом, популярные автомобили отечественного производства находятся в ценовом диапазоне от 10 до 15 тыс. USD.
В январе 2013 года отечественные автомобили выбрал 21% покупателей (в январе 2012 года – 10,5%).
Среди импортированных автомобилей предпочтения в ценовых сегментах схожи. Всего в январе машин было приобретено на сумму145,6 млн USD (в январе прошлого года – на 91,7 млн USD).
Легковые
В январе в сегменте легких автомобилей (PC, SUV, MPV, PU с массой до 3,5 тонн) рост продаж происходил в основном за счет бюджетных автомобилей класса «B».
Отметим наиболее интересные, с нашей точки зрения, продвижения по классам. В классе «B» на Lada Priora пришлось 1554 ед., что составило 19% доли рынка легковых автомобилей и 1 место по всем номинациям. Далее, в классе «C», первая строчка принадлежит Daewoo Nexia – 661 ед. Резкий подъем в этом же классе у KIA Cerato – 274 ед. В классе «E» лидирует Toyota Camry – 141 ед. В классе «A» первая строчка за Daewoo Matiz – 155 ед. В классе «D» первая позиция за KIA Optima – 38 ед.
В сегменте внедорожников лидирует класс субкомпактных SUV, где продано за январь 2013 года 632 автомобиля.
Lada 4×4 занимает первую строчку в классе субкомпактных SUV с 496 ед. Среднеразмерные SUV возглавляет Nissan QASHQAI – 162 ед. В этом же классе на втором месте Ssang Yong Kyron – 112 ед. В классе компактных SUV на 1 строке Nissan Juke, показавший хороший рост и проданный в январе в количестве 148 ед. Лидер стандартного класса SUV, по-прежнему, Toyota LC Prado – 111 ед. Среди полноразмерных SUV лидирует Toyota LC200 – 119 ед.
В классе пикапов в январе казахстанцы чаще выбирали Mitsubishi L200 (17 ед.), а среди минивэнов – новинку Chevrolet Orlando (22 ед.).
Коммерческая техника
В январе 2012 года казахстанскими официальными дилерами и представительствами известных глобальных брендов (кроме автомобилей производства Китай и группы КАМАЗ) было реализовано 740 ед. коммерческой техники (против 462 в январе 2012 года). В целом, в этом секторе продажи растут медленнее, чем в сегментах легковых автомобилей. Тренд можно объяснить растущим спросом недорогих китайских моделей и более активным оборотом подержанной техники.
Возглавляет первую строчку, как и в прошлом году, GAZ – 488 ед., далее идет UAZ – 147 ед. и замыкает тройку Hyundai – 44 проданных машины.
Прогнозы
Исходя из построенных специалистами АКАБ прогнозов на 2013 год, можно наметить следующее развитие нашего рынка. Предполагается, что в 2013 году в сегменте легковых автомобилей будет продано порядка 100 тыс. ед. В классе внедорожников – не менее 40 тыс. машин, а пикапов порядка 1,2 тыс. ед. Минивэны, возможно, не преодолеют отметки и в 1 тыс. единиц. Продажи коммерческой техники, кроме машин, произведенных в Китае, составят примерно 13 тыс. единиц.
Что касается распределения на рынке РК автомобильных брендов, то, по мнению специалистов АКАБ, доля LADA будет продолжать расти, особенно в западных и северных регионах нашей страны. Доля импорта, вероятно, сократится до 75–78%, уступив место отечественному производству (прогноз – 25% рынка).
Материал предоставлен: ОЮЛ «Ассоциация Казахстанского Авто Бизнеса» АКАБ