1 квартал 2013 года в Казахстане завершился положительным итогом: прирост по объему продаж составил 82% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Казахстан по-прежнему остается в числе лидеров по темпу роста рынка продаж новых автомобилей, несмотря на отмеченное в последний период замедление. Негативную роль здесь сыграл март. Причин несколько: плохие новости из Европы, обновление линейки бюджетных автомобилей российского производства, небольшая финансовая паника по поводу пенсионной реформы и капризы погоды. Все это не могло прибавить оптимизма покупателям. До насыщения и стабилизации рынка, как это произошло в России, Казахстан, по мнению экспертов, еще не дозрел.
Итоги первого квартала 2013 года выявили очевидное замедление роста продаж по отношению к предыдущему месяцу: 2% против 24% за аналогичный период прошлого года (АППГ). Впрочем, общий рост объема продаж составил 82% по отношению к 1 кварталу 2012 года (27 552 ед. против 15 126 ед.).
Доля импорта среди проданных автомобилей в 1 квартале 2013 года составила 78,5%, остальное – машины казахстанской сборки. Это рекордное соотношение за все время существования казахстанского автопрома.
…по брендам
В первой строке общей таблицы брендов – Lada с результатами продаж в 10057 единиц и 36,5% от общих продаж новых автомобилей в РК (против 5489 в АППГ).
Узбекский Daewoo показал прирост по доле рынка на 3,72% и рост количества продаж на 206% (2533 ед. против 828 в АППГ), обогнав бренд KIA (2298 ед. против 890 в АППГ).
Бренд Hyundai (на 4-ом месте) поднял свои продажи на 27% по сравнению с 1 кварталом 2012 года (1937 ед. против 1524 в АППГ).
Продажи Chevrolet выросли на 115%, или 1705 ед. против 793 в АППГ.
Далее идет бренд Toyota (1558 ед. против 1148 в АППГ). Ее продажи выросли на 36%, а доля рынка в количественном выражении сократилась почти на 2%.
Хорошие результаты продаж в этом квартале показал бренд Nissan: 1416 ед. против 699 ед. в прошлом году (103% роста по сравнению с АППГ и + 0,5% доли рынка).
Бренд GAZ завершил 1 квартал с результатом 1333 ед. против 1034 в АППГ, при этом потеряв некоторую долю рынка.
Далее, также с потерей рыночной доли, следует UAZ: 763 ед. против 573 в АППГ.
…по деньгам
В денежном эквиваленте в 1 квартале 2013 года рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 71% и составил 596,5 млн USD (по оценкам АКАБ), в 1 квартале 2012 года эта цифра равнялась 349,2 млн USD.
На долю национальных производителей пришлось 127,6 млн USD, это на 5% больше, чем в АППГ по доле от всех продаж (в 2012 году – 57,4 млн USD), а рост объема продаж в денежном эквиваленте составил 122,3%.
На долю импорта пришлось 78,6%, или 469 млн USD, а в 1 квартале прошлого года эта цифра равнялась 292 млн USD.
Лучше всего в 1 квартале этого года продавались автомобили по цене от 10 до 15 тыс. USD (32% против 22% в АППГ), за ними следуют автомобили по цене ниже 10 тыс. USD (19% против 24% в АППГ). (В 2012 году предпочтения казахстанцев были на стороне недорогих автомобилей – до 10 тыс. USD.) Также в нынешнем году выросла доля автомобилей по 20 – 25 тыс. USD (9% против 8% в АППГ) и упала доля продаж автомобилей в диапазоне 15 – 20 тыс. USD.
Подытоживая исследования продаж в ценовых диапазонах, можно с уверенностью отметить рост продаж в среднем диапазоне цен и падение доли недорогих моделей и премиум-класса. Это свидетельствует о зрелом подходе казахстанских покупателей к соотношению «цена–качество».
…по классам, по моделям
В 1 квартале 2013 года в сегменте легких автомобилей (PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) рост продаж обеспечивался в основном за счет бюджетных автомобилей класса B.
Наиболее интересный бренд в классе B – Lada, его показатель – 10057 ед. против 5489 в АППГ.
В классе C на первой строке Daewoo Nexia: 1956 ед. против 652 в АППГ.
В классе A первая строка за Daewoo Matiz: плюс 1%, или 577 ед. против 176 в АППГ.
В классе E на первой строке Toyota Camry: 486 ед. против 303 ед. в АППГ.
На первой строке в классе В – D KIA Optima: 126 ед. против 39 в АППГ.
В премиум-классе на первой строке – отечественный седан бизнес-класса SsangYong Chairman (продано 8 единиц этой достаточно дорогой модели).
Всего в Казахстане официально представлено 92 модели легковых пассажирских автомобилей и 67 моделей внедорожников различного класса от 23 брендов.
В сегменте внедорожников по итогам 1 квартала лидирует класс компактных SUV (всего 1932 ед.). Самая продаваемая модель – Nissan Juke (410 ед.).
Субкомпактные SUV на втором месте по предпочтениям покупателей. Самая массовая модель – бюджетная Lada 4×4 (1533 ед.).
Среднеразмерные SUV возглавляет Nissan QASHQAI (493 ед.). В этом же классе, но на втором месте SsangYong Kyron (302 ед.).
В классе стандартных внедорожников по итогам квартала список открывает KIA Sorento (319 ед.).
Среди полноразмерных внедорожников первую строчку вновь занимает Toyota LC200 (355 ед.).
Пикапы в РК представлены 7 моделями. Среди них лидирует Toyota HILUX DC (104 ед. за 1 квартал 2013 года).
Минивэны на данный период представлены в Казахстане 9 моделями. В этом сегменте лидирует модель HYUNDAI TQ-1 (89 ед.). Всего в 1 квартале 2013 года было продано 232 минивэна.
…по регионам
Все регионы Казахстана показали хороший рост продаж в 1 квартале 2013 года. В 12 раз возросли продажи в Жамбылской области, в 8 раз увеличили количество продаж дилеры Кызылорды, в 2 раза увеличили показатели продаж в Мангистауской области, в Астане и в Карагандинской области. Наименьший показатель прироста продаж зафиксирован в ЗКО: всего на 23%.
…прогнозы
Аналитическая группа АКАБ и эксперты авторынка РК прогнозируют оптимистичный сценарий на 2 квартал 2013 года. Так, по мнению экспертов, за апрель, май, июнь будет продано порядка 40 – 41 тыс. новых автомобилей, в том числе 26 тыс. легковых автомобилей, 10 – 11 тыс. внедорожников, порядка 250 – 300 минивэнов, 400 пикапов и 3,3 тыс. коммерческих автомобилей.
Источники: собственные данные АКАБ, данные автопроизводителей и компаний импортеров.