21 ноября, 2024

Обзор авторынка РК по итогам 2011 года

Обзор рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей Республики Казахстан по итогам 2011 г. [продажи официальных дилеров автопроизводителей стран СНГ и дальнего зарубежья]

Казахстанский рынок легковых автомобилей завершил 2011 год «на высокой ноте». Декабрь стал самым результативным месяцем в истории автомобильного ретейла республики. Официальные дилеры реализовали 5939 автомобилей, включая сегмент LCV, а это в 2,27 раза больше, чем годом ранее.

На трехмесячной дистанции «октябрь–декабрь» также отмечен наиболее высокий квартальный результат – 15572 ед., то есть плюс 116,34% к показателям за четвертый квартал 2010 года, который превзошел предкризисный пик в 2007 году.

Итоги 12 месяцев 2011 года выглядят достаточно убедительно: 44636 легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 107,03% превышает результат годичной давности. Продажи дилеров превзошли прогнозы удвоения и уступают лишь объемам, зафиксированным по итогам наиболее «тучного» 2007 года.

Более 54% рыночного прироста продаж в 2011 году обеспечивали российские производители, 17,5% – казахстанские автосборочные предприятия, 18,4% – импорт автомобилей из дальнего зарубежья, 10% вклада в прирост рынка внесли производители Узбекистана и Украины.

ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

Динамика сбыта легковых автомобилей в декабре сохранялась на высоком уровне. Официальные участники рынка реализовали 4879 автомобилей, что на 126,19% выше прошлогоднего результата и на 11,88% больше итогов ноября 2011 года.

Годовые продажи дилеров в 2011 составили 37409 пассажирских автомобилей, демонстрируя более чем двукратный рост: плюс 116,15% к итогам предшествующего года.

Более 40% рыночного роста составили продажи одной марки – Lada. 12,59% прироста пришлось на сбыт легковых моделей Hyundai и 8,85% – на продукцию под брендом Toyota.

…в разрезе марок

На протяжении 2009–2011 гг. рыночная доля самой продаваемой в Казахстане марки росла не менее чем на 5% ежегодно. В отчетном году 13255 покупателей предпочли автомобили Lada (без учета моделей LCV). Таким образом, продукции АвтоВАЗа в Казахстане принадлежит уже 35,43% рынка.

С трехкратным отставанием от лидера, небольшим отрывом от конкурентов и маркой №2 в 2011 году оставалась Toyota. В активе ее дилеров 4235 легковых автомобилей, однако темпы продаж бренда все же заметно отставали от скорости рынка.

Недостаток динамики в минувшем году коснулся и марки UZ-Daewoo. Ее доля сократилась с 13 до 10%, а сбыт составил 3829 единиц.

Начало продаж седана Hyundai Accent российской сборки вывело корейскую марку на 4-ю позицию. В 2011 году дистрибьютором Hyundai было реализовано 3083 автомобиля (без учета моделей LCV).

Увеличил свою долю и Chevrolet казахстанской сборки. В отчетном году на счету марки 3083 покупателя и 5-я строчка рейтинга.

KIA – еще один бренд, продукция которого выпускается заводом «АЗИЯ АВТО» в Усть-Каменогорске, – также укрепил свое положение. Вывод на рынок новых моделей обеспечил марке 1786 новых покупателей.

На строчку выше в минувшем году поднялся Nissan. Трехкратный рост продаж и 1784 реализованных легковых авто – таков результат работы дилеров японской марки.

Продажи легковых авто под брендом Mitsubishi по отношению к 2010 году фактически не изменились – 1217. Как результат, рыночная доля производителя упала более чем вдвое, и в казахстанском рейтинге он разместился лишь на 8-м месте.

С 5-й на 9-ю строку переместилась группа легковых автомобилей марки UAZ. 983 проданных авто и роста в 62% оказалось недостаточно, чтобы сохранить прошлогоднюю рыночную долю.

С небольшим отставанием от продукции Ульяновского автозавода 10-й маркой по объемам продаж стал SsangYong костанайской сборки. В первый год продаж корейских внедорожников с местной пропиской их покупателями стали 945 казахстанцев. За счет многократного роста в минувшем году рыночная доля марки составила 2,5%.

Одним из событий минувшего года в среднем ценовом сегменте стало возобновление официальных продаж марки Ford. По итогам второго полугодия было реализовано 28 автомобилей. Кроме того, в мае 2011 года в Алматы открылось первое официальное представительство Bentley.

В то же время изменение структуры рынка в пользу более демократичных марок повлекло падение доли брендов премиум-сегмента: с 4,66% в 2010 году до 2,88% в 2011 году. Суммарные продажи Lexus, Mercedes-Benz, Land Rover, Porsche, Audi и BMW составили 1080 единиц, что лишь на 34% выше объемов сбыта годичной давности.

…в разрезе моделей

Из 20 самых продаваемых моделей на казахстанском рынке в 2011 году 7 имели российское происхождение. Казахстанский автопром представлен уже 6-ю моделями. Годом ранее пропорция выглядела как 7:5 в пользу россиян.

Lada Priora, Lada Samara и Daewoo Nexia – тройка фаворитов 2011 года. Каждую из этих моделей выбрали более 10 тысяч казахстанцев. Причем если продукция АвтоВАЗа продолжает восхождение в рейтинге, то узбекский седан потерял прошлогоднее «золото». С небольшим отставанием от него следуют усть-каменогорская Lada 4×4 и российская Lada 2107.

Питерский Hyundai Accent в отчетном году за считанные месяцы вырвался на 6-ю позицию, вытеснив на ступень вниз «старожила» гольф-класса – Toyota Corolla. С другого фланга к Corolla подступает еще один, уже усть-каменогорский лидер, – седан KIA Cerato.

Toyota Land Cruiser 200 в 2011 году занял 9-ю строчку. Последним в TOP-10 оказался запорожско-корейский ZAZ Chance.

Малолитражка Daewoo Matiz в истекшем году спустилась на четыре позиции и открывает вторую десятку бестселлеров. Та же динамика характеризует и следующий за ней UAZ Hunter.

Под №14 Chevrolet Cruze усть-каменогорской сборки. С конца 2011 года он представлен уже двумя версиями: хэтчбэк и седан.

В середине второй десятки еще одна модель под маркой Chevrolet, но имеющая непосредственное отношение к АвтоВАЗу, – Chevrolet Niva. Год назад она занимала 12-е место. Далее следуют тольяттинская Lada Kalina и костанайский SsangYong Kyron, попавший в TOP-20 из четвертой десятки.

С 9-й на 18-ю строку спустился седан Toyota Camry. Завершают топ-лист самых востребованных в Казахстане автомобилей еще две модели от «АЗИЯ АВТО»: KIA Sorento и Skoda Octavia.

КОММЕРЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ (LCV)

После некоторого замедления роста продаж в третьем квартале финал 2011 года на рынке легкой коммерческой техники ознаменовался очевидным рывком. Декабрьский сбыт превзошел аналогичный результат 2010 года в 2,3 раза, достигнув показателя в 1060 единиц.

С учетом менее внушительных продаж в I и III кварталах рост по итогам года сложился на уровне 69,93%. Дилерами было реализовано 7227 автомобилей сегмента LCV.

…в разрезе марок

В ненасыщенном событиями сегменте LCV сменился лидер. UAZ был отодвинут продукцией Горьковского автозавода на вторую строчку. Число реализованных в 2011 году легкотоннажных моделей GAZ достигло 3451. Таким образом, нижегородская марка продемонстрировала более чем двукратный рост продаж.

Сбыт моделей UAZ категории LCV увеличился лишь на 43,5%, составив 2 392 единицы.

Несмотря на 15-процентное падение сбыта, маркой №3 в сегменте остался Volkswagen (270 ед.). 241 легкий автомобиль коммерческого назначения с логотипом FAW обеспечил китайской марке 2-процентный прирост к продажам 2010 года.

Замыкает пятерку лидеров Hyundai, c нетипично высоким для марки результатом в 231 автомобиль (+72%).

…в разрезе компаний-дилеров

В 2011 году сохранился курс на концентрацию сбыта в руках пятерки ведущих дилеров. Сегодня им принадлежит 84,5% рынка новых легковых автомобилей, включая категорию LCV.

Более половины этого объема продаж находится под контролем группы компаний «БИПЭК АВТО». Рыночная доля холдинга по отношению к итогам 2010 года выросла с 39,22% до 44,12%. Позиция группы планомерно укреплялась на протяжении 2010–2011 гг., главным образом, благодаря наращиванию поставок автомобилей марки Lada и росту производства АО «АЗИЯ АВТО» (Усть-Каменогорский автосборочный завод входит в состав холдинга).

С положительным «сальдо» завершила год КМК «Астана Моторс». Несмотря на умеренный прирост доли (+ 3,19% к прошлогодним 10,16%), снижение показателей ближайших соперников позволило компании выйти на вторую строчку рейтинга дилерских групп. Динамикой в отчетном году «Астана Моторс» обязана, прежде всего, российской продукции под брендом Hyundai.

Отставание темпов продаж техники UAZ от скорости рыночного роста стало причиной некоторой просадки доли автосалонов «Вираж» (12,45% против 13,47% в 2010 году).

С более заметным минусом завершила год компания «Меркур Авто»: рыночный вклад недавнего игрока №2 упал с 15,06% до 9,69%. Продажи UZ-Daewoo росли медленнее рынка, сбыт продукции Volkswagen прибавил менее 5%, а число реализованных в салонах «Меркур» автомобилей Mitsubishi снизилось на 20%.

Пятой по величине дилерской группой на рынке Казахстана вновь стала «Аллюр Авто». В ее активе 5% рынка (против 4,31% по результатам 2010 года). Эта доля обеспечена, прежде всего, сбытом автомобилей SsangYong, UZ-Daewoo, Mitsubishi и ZAZ.

ПРОИЗВОДСТВО

Локальное производство легковых автомобилей стало единственным сегментом рынка, который в минувшем году полностью вернулся к докризисным объемам.

В январе–декабре 2011 года в Казахстане было выпущено 8195 легковых автомобилей, или в 2,6 раза больше, чем в аналогичный период 2010 года.

Несмотря на активные усилия по развитию автопроизводства на базе АО «Агромашхолдинг Казахстан» (г. Костанай), доминирующую позицию в секторе сохранил за собой Усть-Каменогорский автосборочный завод АО «АЗИЯ АВТО». На его долю пришлось 7326 выпущенных автомобилей марок KIA, Chevrolet, Lada и Skoda, или 89,4% всей продукции легкового автомобилестроения республики.

На площадке АО «Агромашхолдинг Казахстан» по итогам 2011 года было собрано 869 автомобилей марки SsangYong.

Продажи легковых автомобилей казахстанского производства в минувшем году составили 7 347 единиц – в 2,4 раза выше прошлогоднего показателя.

Доля автомобилей казахстанского производства в сегменте новых легковых автомобилей возросла до 19,64% против 17,37% годом ранее.

Материал предоставлен консалтинговой компанией «Qncepto»

Похожие статьи

ПОБЕДИТЕЛИ ОБЪЯВЛЕНЫ, НАГРАЖДЕНИЕ СОСТОЯЛОСЬ!

admin

Лидер продаж в мае – Chevrolet Cobalt

admin

Собирать стали больше

admin

Новейшие технологии от ZF на выставке Busworld в Стамбуле

admin

Показатель стал скромнее

admin

Есть рост производства

admin