80 лет назад
31 января 1938 года родился Леонардо Фьораванти – выдающийся автомобильный дизайнер, чьи наиболее продуктивные годы пришлись на работу в ателье Pininfarina. В 26 лет, окончив Миланский политехнический институт по специальности «аэродинамика и автомобильные кузова», Фьораванти был принят в штат этой уже тогда всемирно знаменитой студии. Очень быстро Леонардо выдвинулся в число ведущих дизайнеров. Едва ли не все лучшие «Феррари» начиная со второй половины 60-х и вплоть до конца 80-х были созданы при его непосредственном участии.
Леонардо Фьораванти
Над некоторыми, как, например, Dino 206/246 или F40, Фьораванти работал совместно с другим большим мастером – Альдо Бровароне. Какие-то модели он рисовал в одиночку. По утверждению самого Фьораванти, к их числу относится и культовая 365 Daytona, за которую он взялся спустя всего год после поступления в ателье. Знаменитые своими плавными линиями среднемоторные машины 70-х Berlinetta Boxer и 308 GTB, продержавшиеся в производстве более 10 лет, тоже созданы Леонардо Фьораванти. В 72-м он возглавляет исследовательский центр Pininfarina, и акцент в его работе смещается в сторону концепт-каров. Одним из них стал в 1980 году Ferrari Pinin – первая в истории марки машина с четырьмя дверями. В 87-м Фьораванти открывает собственную фирму, которая поначалу занималась только архитектурными проектами. Параллельно с этим Фьораванти, покинув «Пининфарину», переходит работать в «Феррари», а когда эту компанию поглотил «Фиат», Леонардо Фьораванти стал сотрудником туринского концерна, курируя разработку кузовов перспективных моделей Alfa Romeo и Lancia. Но уже в 1991 году желание независимости пересилило, и Фьораванти покинул «Фиат», сосредоточившись на своей студии. С этого момента она ориентируется в основном на автомобили и регулярно участвует в салонах со своими концептами. До сих пор Леонардо Фьораванти остается действующим дизайнером. Двое его сыновей – Маттео и Лука – также работают на студию Fioravanti Srl в качестве архитектора и юриста соответственно.
65 лет назад
20 января 1953 года в ходе парада, посвященного инаугурации 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра, состоялась первая публичная демонстрация Cadillac Eldorado. Этот автомобиль был создан в рамках проекта трех специальных кабриолетов, призванных подчеркнуть лидерство General Motors в вопросах автодизайна.
Cadillac Sixty-Two Eldorado 1953 г.в.
Другими «участниками» трио являлись Oldsmobile 98 Fiesta и Buick Roadmaster Skylark. Внешний облик «Эльдорадо» вобрал в себя все характерные черты аэростиля, начатого в 48-м модельном году: и «плавники» на задних крыльях, и пулеобразные декоративные элементы на передних бамперах, и пока слабо выраженные козырьки над головными фарами. Впрочем, все это было и у «обычного» Cadillac 62-й серии. Самым заметным отличием «Эльдорадо» от крупносерийной продукции было панорамное лобовое стекло – решение, которое придало аэростилю новый импульс, превратив его в то, что сейчас принято называть детройтским барокко. Комплектация «Эльдорадо» превосходила любой другой «Кадиллак», в результате чего машина стоила 7750 долларов – почти вдвое дороже аналогичного 62-го кабриолета. Несмотря на ограниченный тираж и заоблачную цену, «Эльдорадо» вызвал немалый интерес, и со следующего года под этим названием стали выпускать регулярную модель. Последние Cadillac Eldorado, уже в десятом поколении, сошли с конвейера в 2002-м.
50 лет назад
9 января 1968 года представлено новое семейство Mercedes-Benz с парным внутренним индексом W114/115. Также для этих машин используется обозначение «/8» (читается «штрих-ахт»), отсылающее к году премьеры и позволяющее отделить их от выпускавшихся некоторое время параллельно авто предыдущего поколения.
Mercedes-Benz 250 1967 г.в.
Автомобили серии W114/115 принято считать первым Е-классом, хотя само это обозначение появилось гораздо позже. Дело в том, что впервые в едином кузове компания Daimler-Benz предлагала серию моделей на самый разный вкус и кошелек. Индекс 114 имели 6-цилиндровые модели, лучше оснащенные и более дорогие – полноценные машины бизнес-класса. 4-цилиндровые 115-е (включая дизельные варианты) выступали в качестве неспешных семейных машин, такси и другого служебного транспорта. Внешне, помимо шильдиков, обозначающих рабочий объем, отличить машину с «шестеркой» можно было по двухъярусному бамперу. В техническом плане это был первый полностью новый «Мерседес» в послевоенный период. Произошел отказ от старой схемы задней подвески на качающихся полуосях в пользу более предсказуемо работающих на большой скорости диагональных рычагов. Платформа W114/115 станет основой для всех легковых «Мерседесов» вплоть до появления многорычажной задней подвески на 190-й модели (W201).
Mercedes-Benz 200 1968 г.в.
Помимо седана в Штутгарте наладили выпуск купе без средней стойки крыши, а мотор наибольшего объема (сначала 2,5 литра, а позже уже 2,8) получил систему впрыска. В 73-м машины «штрих-ахт» перенесли рестайлинг, а годом позже вариант 240D 3.0 стал первым в истории легковым автомобилем с 5-цилиндровым двигателем, пока дизельным. Всего за десять лет собрали свыше 1,9 млн штук, а по итогам 1974 года серия W114/115 даже оказалась самым продаваемым новым автомобилем в ФРГ. Эти машины отличала прежде всего надежность. Миллионные пробеги – это главным образом о дизельных W115. Рекорд держит 240D, который был подарен заводскому музею греческим таксистом, наездившим 4,6 млн км. В 1976 году на смену «штрих-ахт» пришла не менее знаменитая серия W123.
30 лет назад
26 января 1988 года представлен Fiat Tipo. Неудача с моделью предыдущего поколения в сегменте «С», называвшейся Ritmo, не поколебала веры туринцев в автоматизацию сборочного процесса. Продолжающиеся серьезные вложения в робототехнику позволили в итоге добиться более высокого качества сборки при существенном росте производительности. Завод в Кассино, где выпускали Tipo, был способен выдать до 1000 машин в день. Технологичность – вот ключевое слово в описании нового «Фиата».
Fiat Tipo 1988 г.в.
Tipo был первой моделью на новой универсальной платформе, впоследствии служившей концерну до середины 2000-х для создания самых разных моделей среднего размера – вплоть до спортивной Alfa Romeo GTV. Кузов Tipo впервые в истории марки был полностью гальванизирован (прощай, ржавчина – бич итальянских авто нескольких предыдущих генераций), в части комплектаций присутствовали такие электронные чудеса, как АБС и цифровая приборная панель. Грамотно настроенная подвеска и наибольшая в классе ширина сработали на улучшение управляемости и устойчивости. Кузов работы Джуджаро был подлинным шедевром. Он не отличался экстравагантностью, характерной для Ritmo, нарисованного студией Bertone. Наоборот, Tipo выглядел угловатым и, возможно, даже излишне простым. Однако именно эта машина служит лучшим доказательством теории Джуджаро, что хорошей аэродинамики можно добиться, не занижая и не зализывая кузова. Коэффициент лобового сопротивления у Tipo равнялся 0,31 – меньше, чем у многих визуально более обтекаемых конкурентов. В то же время при высоте почти 1,45 м места в салоне и багажнике нового «Фиата» было больше, нежели у соперников.
Fiat Tipo 1988 г.в.
Стартовав в 88-м с маломощными моторами, на следующий год Tipo обзавелся 16-клапанным двигателем, а в 90-м альтернативой механической КПП стал бесступенчатый вариатор (только в 93-м и исключительно в сочетании с 2-литровым мотором «Фиат» вернется к классическому «автомату»). Изначально Fiat Tipo был доступен только в форме пятидверного хетчбэка. Отчасти узость гаммы компенсировала родственная модель Tempra, стоявшая на полкласса выше, но в 1993 году наконец дебютировал и трехдверный вариант. Через два года после этого модель Tipo уступила место на конвейере паре Bravo/Brava, оказавшейся менее удачной.
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал производителей.