70 лет назад
14 октября 1947 года представлено новое поколение машин Cadillac. Вдохновившись двухфюзеляжным истребителем Lockheed P-38 Lightning, дизайнеры General Motors наделили новые Cadillac хвостовыми стабилизаторами в авиационном стиле. Ход оказался на редкость удачным: полюбоваться на чудо-хвосты в дилерские пункты приходили даже те, кому на собственный «Кадиллак» пришлось бы работать лет десять.
Cadillac Fleetwood Sixty 1948 г.в.
В последующие годы мода на аэростиль неуклонно набирала обороты. В 55-м машины всех марок из состава GM уже несли его основные элементы. Еще через четыре года стиль себя исчерпал: хвостовые стабилизаторы достигли максимально возможных размеров и все, что только было можно стилизовать под аэрокосмическую тему, уже было стилизовано. Произошел переход к более чистым линиям и уменьшению объемов хромового декора. Стиль поменялся, но приоритеты в развитии отрасли уже окончательно сместились. Инженерия оказалась в загоне, что в итоге предопределило сохраняющееся и поныне отставание американского автопрома от европейского и японского.
Cadillac Series 61 Club Coupe 1948 г.в.
60 лет назад
16 октября 1957 года на Лондонском салоне компания Lotus представила модель Seven. Основатель и главный конструктор этой фирмы Колин Чапмен начинал с постройки предельно простых машин для клубных гонок на механической базе Austin Seven, с каждым новым образцом все дальше уходя от прототипа. Модель Lotus Seven стала высшей точкой этой серии – Чапмена начали интересовать более сложные машины.
Lotus Seven Series 1 1957 г.в.
Но именно модель Seven принесла «Лотусу» широкую известность. Простота конструкции позволила создавать варианты под силовые агрегаты разных производителей за короткое время. Сверхмалый вес (внешние панели кузова были из алюминия) способствовал очень быстрому разгону до 100–110 км/ч в любой конфигурации. Дальше начинала мешать аэродинамика, ведь кузов никто толком не просчитывал – было бы чем прикрыть механику. В основном «семерки» продавались в виде набора для самостоятельной сборки. В Британии до вступления в ЕЭС (1973) это позволяло избежать налога на покупку готового автомобиля. А вместо запрещенной для таких комплектов инструкции по сборке находчивый Чапмен прилагал руководство по разборке машины. В 73-м году права на производство модели передали компании Caterham Cars. Даже без налоговых льгот «семерка» по-прежнему находила почитателей среди гонщиков-любителей. К настоящему моменту в создании своих вариаций на тему Lotus Seven по всему миру отметилось более полутора сотен компаний.
Lotus Seven Series 1 1957 г.в.
50 лет назад
6 октября 1967 года началась серийная сборка NSU Ro 80. Уже само название этого седана бизнес-класса свидетельствовало о том, насколько революционным был автомобиль. Буквы «Ro» означали, что под капотом стоит роторный двигатель по схеме Ванкеля, а цифры – предполагаемый год, когда подобные машины станут обыденностью. Кроме необычного мотора, легкого, тихого и с высокой удельной мощностью (с литра рабочего объема получили 115 л. с.), Ro 80 стал обладателем первых в истории блок-фар, дисковых тормозов на всех колесах и полуавтоматической трансмиссии (механизм сцепления есть, но работает он без участия водителя – через гидромуфту по движению рычага переключения передач).
NSU Ro 80 1967 г.в
И в плане аэродинамики флагман NSU давал фору соперникам. Клиновидный кузов с низким капотом и приподнятой «кормой» отличался низким коэффициентом лобового сопротивления (0,355). А тонкие стойки крыши и большая площадь остекления позволяли машине выглядеть легче, чем она была на самом деле. Однако замысел конструкторов далеко опередил уровень тогдашних технологий. В первую очередь это касалось двигателя. Уплотнители ротора полностью изнашивались уже после 25–30 тыс. км пробега. Дорожившая клиентами фирма заменяла двигатели по гарантии и скоро на этом разорилась. В 69-м NSU переходит под контроль группы VW-Audi. Инженеры «Фольксвагена» со временем нашли подходящий материал для уплотнителей, но это оказался дорогущий карбид титана. Да и репутация модели уже была основательно испорчена. Как следствие, производство тихо свернули в 77-м. Не получив прямого наследника, NSU Ro 80 тем не менее принес VW-Audi немало пользы. Его шасси стало отправной точкой для разработки переднеприводной платформы, на которой были выпущены Audi 80 и VW Passat. А пластический ключ, использованный Клаусом Люте при создании кузова Ro 80, оказывает влияние на дизайн седанов Audi вплоть до наших дней.
40 лет назад
4 октября 1977 года в Японии прошла премьера Daihatsu Charade. Автомобиль располагался в нише между классами городских машин низшей налоговой группы (kei car) и малых семейных седанов. За десять лет, что марка Daihatsu входила в состав компании Toyota, степень ее самостоятельности уменьшилась. За исключением kei car и легких внедорожников, все модели Daihatsu представляли собой вариации «тойот» массового выпуска. Но когда родилась идея «большого компакта» (прямо сказать, рискованная), главный бренд решили вывести из-под возможного удара, отдав проект подчиненной марке.
Daihatsu Charade (G10) 1977 г.в.
Сейчас трудно представить, но в середине 70-х многим в Японии виделось, что автомобиль с литровым двигателем не имеет будущего. Ужесточившиеся с 75-го экологические нормативы совпали с ослаблениями граничных условий для kei car по габаритам и кубатуре. Считалось, что более бедная часть клиентуры уйдет к kei car, а кто побогаче пересядет на «Короллу». Аналитики оказались посрамлены. Успех Charade был настолько же громким, насколько неожиданным. Оказалось, что в городской тесноте, когда скорость не превышает 40 км/ч и негде раскрутить высокофорсированные 550-кубовые моторы kei car, литровый агрегат умеренной форсировки справляется куда лучше. К тому же конструкторы Daihatsu заметно пригасили характерные для 3-цилиндровых двигателей вибрации, удачно подобрав центр масс коленвала и поставив дополнительный балансировочный вал. Нормальной ширины салон вмещал пятерых. Да и внешне Charade выглядел привлекательно. А трехдверная версия даже получила маленькие «оперные» окошки в задних стойках. Такие в то время украшали американские люксовые купе. Удачная модель помогла марке Daihatsu дольше сохранять относительную самостоятельность. Всего было выпущено четыре поколения Charade. В 2000 году в рамках освежения номенклатуры Toyota Motor это имя «сдали в архив», но еще несколько лет в некоторых странах под ним продавали Daihatsu Cuore и Toyota Yaris.
30 лет назад
17 октября 1987 года в Сиднее представлен (пока еще не в качестве готовой машины) седан Holden VL Commodore SS Group A SV – первый продукт новообразованной группы HSV (Holden Special Vehicles), австралийского аналога таких «придворных тюнеров», как AMG у «Мерседеса» или Motorsport у БМВ. Создать собственное отделение «специальных» машин марку Holden подтолкнул случившийся в начале года разрыв со старым партнером Holden Dealer Team (HDT), выполнявшим ту же функцию, но без официального статуса.
HSV Commodore VL SS 1988 г.в.
Именно такая вольница подвигла босса HDT Питера Брока на опасную для имиджа марки авантюру: в начале 87-го он попытался продавать седан HDT Director на основе все той же модели Commodore VL, оснащая его устройством под названием Polarizer. Никаких сведений о принципах работы не сообщалось, просто было заявлено, что эта наглухо запаянная коробка заставляет плохую машину ехать хорошо. Солидной марке, да еще и члену General Motors, такой лженаучный бред не к лицу, и многолетнему партнерству тут же пришел конец. Представленный в октябре SS Group A без всяких мистификаций разгонялся до 233 км/ч благодаря 245-сильному 5-литровому V8. В последующие месяцы было выпущено еще три «прокачанных» варианта Commodore VL. Затея оказалась удачной, и HSV до сих пор выпускает высокомощные вариации «больших» моделей Holden.
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал: производителей
Подписи к фото
Cadillac Series 61 Club Coupe 1948 г.в.
Cadillac Fleetwood Sixty 1948 г.в.
Lotus Seven Series 1 1957 г.в.
Lotus Seven Series 1 1957 г.в.
NSU Ro 80 1967 г.в.
Daihatsu Charade (G10) 1977 г.в.
HSV Commodore VL SS 1988 г.в.