70 лет назад
11 мая 1947 года на гоночном треке в Пьяченце дебютировал болид Ferrari 125 S – первый автомобиль, выпущенный Энцо Феррари под собственным именем. С него же началась практика индексировать 12-цилиндровые модели по рабочему объему одного цилиндра. Да-да, первый Ferrari оснащался полуторалитровым V12. С помощью трех карбюраторов удалось получить 118 л. с., что при массе автомобиля, равной 650 кг, давало отличную энерговооруженность. Мотор вышел высокооборотистым, поэтому «Феррари» получила одну из первых в истории 5-ступенчатых КПП. Первую гонку болид не закончил, но уже во второй добился победы. Всего на счету двух 125-х шесть побед в 14 стартах. По окончании сезона обе машины разобрали и использовали для постройки более мощных моделей 159 и 166. К сорокалетию дебюта «Феррари» построила точную копию первой модели, а несколькими годами позже один из частных владельцев, опираясь на номер шасси, воссоздал 125-ю из имеющейся у него 166-й модели.
Ferrari 125 S 1947 г.в.
55 лет назад
22 мая 1962 года началось серийное производство родстера MGB. Легкие британские спорткары отличались консерватизмом, и на общем фоне дебютант выглядел инновационным. Новизна в основном касалась конструкции кузова: он был несущим и включал сминаемые при аварии зоны. Отказ от рамы привел к увеличению жесткости кузова, сокращению общей массы автомобиля и затрат на единицу продукции. Несмотря на довольно архаичную схему подвески, управляемость MGB считалась хорошей благодаря удачному распределению веса. Динамика также была достойной благодаря двухкарбюраторному 1,8-литровому 95-сильному мотору. Через три года компанию родстеру составило купе с полноценной багажной дверью. В 67-м, в связи с окончанием выпуска мощного Austin-Healey 3000, корпорация BMC, которой принадлежали обе марки, попыталась приспособить освободившуюся «шестерку» к шасси MG. Получившийся вариант назывался MGC. На бумаге 145-сильный мотор давал спорткару дополнительные преимущества, но на практике оказался слишком тяжелым и нарушил тот баланс, что обеспечивал машине высокий уровень управляемости. Поэтому выпускали MGC всего два года. Следующая попытка сделать мощную версию связана с 3,5-литровым V8 производства Rover. Этот легкосплавный мотор подошел намного лучше и позволял купе MGB GT V8 достигать 201 км/ч. Исключительная важность рынка США для марки MG заставила в 1974 году подстраиваться под новые американские требования базопасности. Машина получила огромные энергопоглощающие бамперы, подвеску подняли, чтобы привести в соответствие требованиям высоту расположения фар. Также ради экономии убрали передний стабилизатор поперечной устойчивости. Как следствие, и внешний вид, и ходовые качества серьезно пострадали. Но даже после этого автомобиль находил покупателей, ведь в годы дорогой нефти и общей экономической рецессии новых родстеров на рынке не появлялось. Производство окончательно завершилось в 1980 году с закрытием завода в Эбингдоне. Интересно, что компания Aston Martin хотела выкупить завод с целью возобновления сборки MGB, но предложение было отклонено.
MGB roadster 1962 г.в.
50 лет назад
30 мая 1967 года в Японии состоялась премьера купе Mazda Cosmo Sport – второго в истории автомобиля с роторно-поршневым двигателем (РПД) Ванкеля и родоначальника длинного модельного ряда с данным типом силовой установки. В те годы технологического оптимизма уравновешенный, обладающий высокой литровой мощностью двигатель Ванкеля представлялся ближайшим будущим автомобилестроения. Примерно как космические полеты – близким будущим человечества. Помимо общих преимуществ РПД в Японии и ряде других стран, страдающих от дефицита нефти, малый рабочий объем (в данном случае 982 «кубика») позволял поместить мощную машину в низкую налоговую группу.
Mazda Cosmo Sport 1967 г.в.
Впрочем, для владельцев конкретно Cosmo этот вопрос не стоял остро. Автомобиль собирали вручную, поэтому стоил он совсем недешево. А поскольку он недалеко ушел от шоу-кара, впервые показанного в 63-м, то удобством посадки тоже не отличался. В связи с этим через год колесную базу существенно увеличили, заодно форсировав до 128 сил двигатель. Незаурядный автомобиль привлек внимание широкой аудитории к возможностям РПД, и уже начиная с 68-го года, компания «Мазда» стала быстро расширять спектр моделей с двигателем Ванкеля, выпуская роторные варианты в диапазоне от скромной «Фамилии» до машины бизнес-класса «Люче». Дебютная же модель находилась в производстве до осени 1972 года.
Mazda Cosmo Sport 1967 г.в.
40 лет назад
25 мая 1977 года на полигоне близ Мюнхена было представлено первое поколение 7-й серии BMW (E23). Организуя презентацию не на выставке, а в «боевых условиях», баварцы шли на определенный риск, но риск оправданный, так как на тот момент флагманский BMW корректнее было называть не конкурентом, а альтернативой мерседесовскому S-классу. Поэтому важно было продемонстрировать ходовые качества автомобиля. «Семерка» и выглядела как спортивная модель (стилистическое родство с купе 6-й серии не заметить невозможно), и ехала подобающе. В годы топливного кризиса компания BMW была вынуждена отложить проекты многоцилиндровых моторов, но заслуженные «шестерки» объемом 2,8–3,2 литра отличались высокой удельной мощностью, и первое время этого с лихвой хватало.
BMW 730 E23 1977 г.в.
Через два года появился 3,5-литровый вариант с отдачей в 218 сил, а также модель 745i, на которую ставили 3,2-литровый мотор с турбонаддувом (252 л. с.). Индекс 745 по баварской системе означает 4,5 литра рабочего объема. Ровно столько получается, если умножить 3,2 на применяемый тогда в автоспорте для уравнивания атмосферных и компрессорных двигателей коэффициент 1,4. Расположение турбины справа не давало возможности сделать вариант 745-й модели для стран с левосторонним движением. Взамен на эти рынки шли высокофорсированные исполнения 3,5-литрового агрегата. В 1983 году автомобиль пережил рестайлинг, результатом которого стало существенное снижение лобового сопротивления встречному потоку воздуха. Одновременно 745-ю модель в целях повышения надежности перевели на обновленный 3,5-литровый мотор с меньшим давлением турбины, что позволило достигать тех же показателей при меньших оборотах. К середине 80-х репутация автомобиля была уже настолько высока, что фирма выпустила несколько специальных исполнений с высочайшим уровнем комплектации и, соответственно, цены – намного дороже 500-го «Мерседеса». В середине 1986-го состоялась смена поколений, и модель Е23 уступила место более солидной и еще более технологичной «семерке» Е32.
BMW 733i 1977 г.в.
35 лет назад
1 мая 1982 года в Британии начала работу компания Lonsdale Cars. Это был первый случай, задолго до «Акуры» и «Лексуса», когда японская автомобильная компания создавала специальный бренд для продажи на Западе. Австралийский город Лонсдейл расположен близ Аделаиды, и там находился двигательный завод Mitsubishi. Под маркой Lonsdale японцы пытались продавать в Англии Galant австралийской сборки. Сделано это было по двум причинам: необходимо было преодолеть существовавшую квоту, установленную для японских автомобилей, а также попытаться выйти за пределы бюджетных рыночных сегментов. Машины Lonsdale продвигали как конкурентов 200-й серии Volvo. Проект предсказуемо потерпел неудачу. Немногие британцы захотели купить недешевый автомобиль неизвестной марки, да к тому же порядком устаревший. Марка Lonsdale просуществовала менее двух лет, и за это время удалось продать лишь около 800 машин. В дальнейшем корпорация Mitsubishi при экспорте полагалась только на собственный бренд.
Lonsdale Saloon 1982 г.в.
Текст: Серик Туленов
Фотоматериал: производителя