Компанией «Nissan-Россия» был организован пресс-тур, в рамках которого мы получили возможность пообщаться с руководством компании Nissan.
На наши вопросы отвечал вице-президент «Nissan Восток» Филипп Сайяр.
– Несколько месяцев назад в Казахстане из шоурумов дилеров пропала модель Murano. Было ли это связано с запуском ее производства на базе российского завода?
– Сокращение модельного ряда было связано с изменениями структуры дистрибуции нашего бренда в Казахстане. Как вы знаете, в прошлом году генеральным импортером в РК была российская компания «Автомир», имеющая локальных дистрибьюторов. Кризисные явления вынудили нас пересмотреть механизм дистрибуции, и теперь автомобили поставляются казахстанским дилерам напрямую от компании «Nissan- Россия». Другими словами, рынок Казахстана по бренду Nissan опять вернулся в ведение рынка России, как это было несколькими годами ранее.
Что же касается нового Nissan Murano, производимого на российском заводе, мы планируем поставлять его в полном объеме на казахстанский рынок, как и на другие рынки стран СНГ. Старт продаж намечен на эту осень.
– Как эта модель адаптирована к климатическим и дорожным условиям стран СНГ?
– Перед запуском нового Murano в производство мы провели длительные дорожные испытания, в ходе которых выявили наиболее слабые стороны модели. Опираясь на этот опыт и на многочисленные опросы владельцев прошлой генерации Murano из стран СНГ, мы определили для себя ключевые направления, в которых наши инженеры, в том числе и работающие на российском производстве, приложили максимум усилий. Теперь Murano можно считать лучшим в своем классе, если говорить об устойчивости на дороге. Это же касается характеристик управления и акустического комфорта и, конечно же, устойчивости кузова к коррозии.
– На официальном сайте www.nissan.kz не так давно перестала появляться информация о модели Patrol. Тем не менее автомобиль продается в автосалонах дилеров. Уточните, пожалуйста, он по-прежнему поставляется в Казахстан официально и будет поставляться или политика компании по отношению к дистрибуции этой модели изменилась?
– Автомобиль, как и ранее, продается в Казахстане, как и на других ключевых для модели Patrol рынках. Были небольшие перебои в поставках, связанные с девальвацией тенге, когда ввезенные автомобили существенно подорожали, но на сегодняшний день мы нашли решение, способствующее стабилизации цен.
– То есть компания Nissan располагает инструментами, позволяющими нивелировать розничные цены на свою продукцию в России и Казахстане?
– Мы стремимся работать по единым стандартам во всем мире и предоставлять услуги своим клиентам на одинаково высоком уровне. Но что касается нивелирования цен, то это не всегда зависит от нас. К примеру, в России и Беларуси нам удается держать цены на одном уровне. В Казахстане после введения правительством дополнительного утилизационного налога добиться соответствия цен пока не получается. Но мы стремимся найти баланс.
– Для среднеценового сегмента разница не так ощутима, но как быть с моделями в нижнем ценовом сегменте? К примеру, в прошлом году в шоурумах дилеров в Казахстане не стало модели Almera. Сейчас она продолжает официально торговаться, но по ценам, значительно выше российских. Мы сравнили ее стоимость в базовом оснащении: в Казахстане цена отличается практически на один миллион тенге. Почему в рамках ТС и ЕАЭС существует такая разница?
– Тут придется еще раз напомнить об утилизационном налоге, который был введен в Казахстане, и о девальвации тенге. Наиболее чувствительным к новым вызовам оказался нижний ценовой сегмент, такие модели, как Almera и марка Datsun. Это же проблема коснулась и продукции АвтоВАЗа. События развивались стремительно. Мы столкнулись с такой проблемой впервые. Сегодня продолжаем искать ее решение и в числе других вариантов рассматриваем возможность локальной сборки этих моделей в Казахстане из российских автокомпонентов.
– Марка Nissan, кроме всего прочего, известна еще и тем, что именно ее инженеры создали первый в мире серийный электромобиль. В этой связи вопрос: в последнее время в Казахстане идет горячее обсуждение темы экомобилей и в нашей стране даже была запущена сборка электрокаров. Не рассматривает ли компания Nissan возможность официальной поставки на наш рынок электрокара Nissan Leaf и развития сопутствующей инфраструктуры?
– Пока таких планов у нас нет. В Казахстане не созданы необходимые для этого условия: не развита сеть зарядных станций, не обеспечивается поддержка правительства.
– Поставляется ли эта модель в Российскую Федерацию? Если да, то можно ли считать опыт продаж и развития соответствующей инфраструктуры в России успешным?
– Сегодня мы работаем в этом направлении и с правительством Российской Федерации, и с властями Санкт-Петербурга в частности, пытаясь выработать единую программу развития электромобилей. Но, к сожалению, пока сделаны незначительные шаги, и успешным этот опыт назвать нельзя.
– Насколько тема электромобилей вообще актуальна сегодня в мире?
– Она актуальна для ряда европейских стран, где имеется налаженная сеть зарядных станций и лояльно настроено правительство.
Как вы помните, именно Nissan предложил миру не только серийный и полностью адаптированный к повседневной эксплуатации электромобиль, но и готовое решение по внедрению зарядных станций для таких машин. Сегодня мы работаем с правительствами многих стран, которые способствуют развитию электромобилей, и в Европе у нас есть масса положительных примеров. Более того, ориентируясь на наши успехи, сегмент электромобилей с каждым годом пополняется новыми моделями от других автомобильных брендов. К примеру, один германский автопроизводитель в самом начале нашего пути по продвижению Leaf весьма скептически оценивал перспективы. Сегодня он не только внедрил в производство полностью электрическую модель, но и объявил о своих амбициозных планах стать ведущим производителем электрокаров.
– Что или кто, по вашему мнению, сдерживает развитие электромобилей во всем мире и в Казахстане в частности. Только ли отсутствие инфраструктуры в числе таких факторов? Кто должен прилагать необходимые усилия в данном направлении и влиять на ситуацию – правительство или частный бизнес?
– Во-первых, как мне кажется, развитие электромобилей тормозят низкие цены на топливо. Во-вторых, в странах СНГ к теме экологии и загрязнения окружающей среды по-настоящему никто не относится внимательно и в списке мотивирующих к покупке автомобиля причин экология занимает шестое-седьмое место, в то время как в Европе этот пункт стоит на первом месте.
Свою негативную роль играют и официальные власти, которые не оказывают поддержку продвижению электромобилей, не развивают необходимую инфраструктуру, вводят акциз на поставку таких автомобилей.
– Насколько нам известно, в России есть положительный опыт: правительство Москвы приняло план действий, согласно которому в самом ближайшем будущем в столице появится 150 заправочных станций. Как вы считаете, это будет способствовать увеличению продаж электромобилей?
– На многомиллионный город построить всего 150 станций, конечно же, недостаточно. Их потребуется в сотни раз больше. К тому же в России в 2016 году ввели налог на ввоз электромобилей, которого еще 2013 году не было. Все это наводит на мысль, что в планы чиновников продвижение электротранспорта не входит.
Тем не менее мы «держим руку на пульсе» и, как только почувствуем потенциал для развития электромобилей на рынках стран СНГ, готовы начать активное их продвижение.
Текст Дмитрий Саблин
Фотоматериал Nissan