В Казахстане был дан официальный старт производству внедорожников Toyota Fortuner. Сборочная линия функционирует на базе предприятия «Сарыарка Авто Пром», расположенного на территории завода «Агромаш Холдинг» в г. Костанай, и рассчитана на выпуск 3000 автомобилей в год. Мы побывали на этом производстве и готовы поделиться информацией с нашими читателями.
Есть в автоиндустрии громкие имена, положившие начало современному производству. И, если конвейерным способом сборки впервые воспользовался Генри Форд, то единым стандартам производства и качества научила мир именно Тойота. В основе этих стандартов лежит своя философия, которая идет гораздо дальше обычных технических регламентов, возводящая выполнение работниками своих обязанностей в степень культуры, или религии если хотите. У этой философии есть свое название — Тойодаизм. Мы не будем вдаваться в ее подробности, тем более что об этом написано немало интересных и познавательных статей и даже книг. Скажем лишь, что именно благодаря этому «фундаменту» Toyota уже несколько лет считается самым продаваемым автомобильным брендом в мире – за 2013 год было реализовано 10 117 274 автомобилей. Теперь производство, основанное на этих канонах, пришло и в Казахстан.
Завод «Агромаш Холдинг» помимо сельскохозяйственной техники успешно выпускает автомобили брендов SsangYong, Chance, Peugeot и Iveco. Для Toyota Fortuner здесь построена новая линия, на которой выпускаться и внедорожник Nomad. Эта линия была произведена и собрана в Японии. После совместного тестирования японскими и казахстанскими специалистами ее разобрали, доставили в Казахстан и опять собрали.
Обучение обслуживающего персонала сборочной линии так же проходило с участием японских специалистов. И по сей день на заводе трудится порядка 20 инженеров Toyota следящие за качеством продукции и передающие опыт местным кадрам.
Стандарты Toyota четко описывают процедуру сборки и упорядочивают работу сотрудников. Чтобы не нагружать работника сверх его способностей, после обучения каждый оператор сборочной линии получает свой уровень допуска, позволяющий ему работать на том или ином участке, самостоятельно или в паре с мастером. Постепенно операторы могут повышать свою квалификацию, пройдя дополнительное обучение.
С чего начинается автомобиль.
Все запчасти необходимые для сборки автомобиля поставляются из Юго-восточной Азии (около 80%) и Японии (около 10%). Краска закупается в Южной Кореи, мастики и ГСМ в Российской Федерации. Представители завода не исключают возможность дальнейшего импоротозамещения в пределах таможенного союза. Единственным условием для этого является качество, удовлетворяющее требованиям Toyota.
Запчасти распределяются по сборочной линии согласно спецификации и количеству предзаказанных дилерами автомобилей.
Кузов на завод доставляется в виде отдельных металлических компонентов, а двигатель и трансмиссия – в собранном виде. Такой способ сборки, по мнению японских специалистов, при заявленном ежегодном объеме производства 3000 автомобилей считается наиболее оптимальным, как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения контроля качества.
Автомобиль собирается в несколько этапов. Первый из них — это сборка кузова из отдельных металлических частей. Этот процесс выполняется вручную, с применением специальных сварочных аппаратов. Отдельные детали вначале закрепляются на станине, в строгом соответствии с заданными параметрами. Затем их скрепляют точечной сваркой. На этом этапе команда сварщиков выполняет около 2000 сварочных операций. Далее постепенно на кузов навешивают крылья, капот и двери, подгоняют зазоры и обрабатывают сварные швы, удаляют окалину.
Стандарты Toyota четко прописывают все операций сборки. То есть, как закрутить тот или иной болт или гайку, каким инструментом и с каким моментом затяжки рабочий берет не из головы, а следует установленному регламенту. Особое внимание при этом уделяется качеству конечной продукции. Опять же, по стандартам Toyota каждый оператор отвечает за качество работы на своем посту и вместе с этим проверяет работу предыдущего оператора. При обнаружении малейшего отклонения от заданных параметров, на любом этапе сборки работник обязан остановить конвейер.
После сварки кузов проходит сверку геометрии в заводской лаборатории и отправляется в цех окраски. В том случае, если на конечном этапе обнаруживается брак, кузов утилизируется.
Обучение персонала на заводе проходило по стандартам Toyota: вначале мастер делает работу сам, а ученик смотрит и запоминает, затем работа выполняется совместно мастером и учеником, и только после этого ученика допускают к самостоятельному выполнению работы, под присмотром мастера.
Цех окраски
Далее по технологической цепочке следует цех окраски. Здесь, кузов проходит несколько уровней обработки, включая катафорез – электро-химическую антикоррозийную обработку. Такой способ в автомобильной промышленности считается наиболее эффективным, так как позволяет обрабатывать скрытые полости и сварные швы. Дополнительно швы и стыки металла обрабатываются специальной мастикой.
Вопреки ожиданиям, в цеху окраски нет каких либо химических запахов, а напротив, чисто, свежо и практически стерильно. Специальный подъемник (краб) поочередно погружает кузов в большие ванны с разными растворами. Первый из них полностью очищает кузов будущего автомобиля от мусора, пыли и масляных пятен. Затем на кузов наносится антикоррозийное покрытие и после этого грунтовый слой. На каждом этапе обработки кузов просушивается в специальной печи. Перед отправкой на финишную окраску и лакировку его предварительно шлифуют и еще раз проверяют на предмет дефектов.
Окрашивание производят роботы-манипуляторы в специальных герметичных боксах. После нанесения краски кузов вновь просушивают в специальной камере и отправляют на лакировку. Далее, после очередной просушки, полировки и нанесения защитного воска будущий автомобиль отправляется на линию сборки компонентов. Качество окраски проверяется как визуально, так и с помощью приборов, измеряющих толщину лакокрасочного покрытия.
Цех сборки
На этапе сборки кузов устанавливается на конвейер, на котором будут происходить его дальнейшие трансформации – превращение отдельных компонентов в единый, четко настроенный механизм.
В первую очередь операторы линии навешивают на уже окрашенный кузов автомобиля мягкие панели, защищающие лакокрасочное покрытие, и только потом приступают к самой сборке. Автомобилю последовательно устанавливают шумоизоляцию, монтируют электропроводку и электрооборудование, устанавливают обивку салона, стекла, дверные панели и приборную панель – всего около 1600 компонентов.
Параллельно с кузовом в этом же цеху происходит сборка шасси. На определенном этапе готовый кузов устанавливают на шасси (работники конвейера называют этот процесс «женитьбой») и после этого на автомобиль монтируются бамперы и другие пластиковые элементы. Затем машину перемещают на участок регулировки, где зальют все необходимые жидкости, проведут надлежащие регулировки и тесты.
Последним этапом производства является стендовое тестирование автомобиля. Специалисты проверяют тормозную систему, геометрию, работоспособность всех электронных систем и герметичность резиновых уплотнителей дверей и окон. После стендовых испытаний готовый автомобиль отправляется на этап погрузки и отправляется конечному потребителю.
Перспективы
У многих Казахстанских журналистов, побывавших на открытии сборочной линии, возникли логичные вопросы – будет ли поставляться собираемый в Казахстане автомобиль нашим партнерам по Таможенному союзу. И, будет ли увеличиваться количество собираемых автомобилей. В ходе пресс-конференции, приуроченной к открытию сборочной линии, мы смогли получить ответы и на эти вопросы от японской стороны.
Автомобили производятся по предзаказу от дилеров – это позволяет избежать перепроизводства. Заявленный максимальный объем, до 3000 автомобилей в год, по мнению маркетологов Toyota, покроет потребности внутреннего рынка Казахстана. В перспективе собранные автомобили будут предложены чиновникам и государственным службам нашей страны. Что же до поставки автомобиля в другие страны, в ближайших планах Toyota это не значится.
Совершенно очевидно, что для казахстанского автопрома этот проект является не столько коммерческим, сколько якорным. Запуск производства автомобилей по стандартам «Тойота» позволит заводу «Агромаш Холдинг» получить в свое распоряжение технологии, и привести в соответствие с международными стандартами уже существующее производство.
О конкретной дате старта продаж Toyota Fortuner пока не сообщается. Предположительно это будет осень текущего года.
Текст: Д.Саблин,
Фотоматериал Pitstop