В последнее время летняя транспортная жизнь городов приобрела новые краски, вызванные к жизни техническим прогрессом. На улицах и тротуарах мегаполисов мы все чаще стали встречать электросамокаты, моноколеса, скутеры и велосипеды. Какие-то из этих транспортных средств появились совсем недавно, другие в том или ином виде известны давно. Но с их массовым появлением пришли и вопросы, главный из которых – где их место: на проезжей части или на тротуаре.
Вопрос этот в практической плоскости выглядит вовсе не праздным. На тротуарах пешие граждане вздрагивают от внезапно проносящихся бесшумных велосипедов и электросамокатов. Доходит до конфликтов. Расставить все точки над «i», прибегнув к букве закона, необходимо.
Несмотря на то что моноколеса, гироскутеры и прочие новации появились «только вчера», в закон «О дорожном движении» они «въехать и припарковаться» уже успели. Согласно ему велосипеды, мокики и скутеры с двигателями до 50 куб. см, электросамокаты и велосипеды с двигателями должны передвигаться по велосипедной дорожке или по велосипедной полосе движения на проезжей части. В случае отсутствия таковых – по правому краю проезжей части дороги, в том числе по полосе для маршрутных транспортных средств, но только в один ряд.
Велосипедистам (не имеющим двигателя) разрешается также двигаться по тротуару и пешеходной дорожке, но только если они не представляют опасности для пешеходов. Эта непонятная размытая формулировка в законе напрочь ломает понимание нормы, ведь уже самим своим присутствием велосипед, развивающий скорость в разы превосходящую скорость движения пешехода, представляет угрозу. Пешеходы, идущие по тротуару с детьми и животными, оживленно жестикулирующие и резко меняющие направление движения, конечно же, подвергаются опасности быть сбитыми велосипедом, конструкция которого подразумевает наличие металлических деталей.
На моноколесах, сегвеях и гироскутерах закон разрешает передвигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам, так как данные приспособления не признаны транспортными средствами и едущие на них граждане являются пешеходами.
Стоит иметь в виду, что управлять мокиками и скутерами с двигателями до 50 куб. см, электросамокатами и велосипедами с двигателями могут лица, достигшие 16-летнего возраста, знающие и соблюдающие правила дорожного движения. Такой водитель, например, никогда не станет пересекать дорогу по пешеходному переходу, не спешиваясь.
А что же грозит нарушителям? По статье 615 Кодекса РК об административных правонарушениях водителей велосипедов, мопедов и приравненных к ним транспортных средств за нарушение ПДД могут оштрафовать на два месячных расчетных показателя. Если же в результате происшествия появились потерпевшие, то штраф может вырасти до десяти месячных расчетных показателей.