60 лет назад
27 июня 1959 года дебютировала первая модель Renault с ведущими передними колесами. Довольно неожиданно ею стал фургон Estafette. Растущий со стороны малого бизнеса спрос на малотоннажные фургоны подталкивал Renault к созданию машины в диапазоне полезной нагрузки от 500 до 1000 кг. Проблема заключалась в том, что подходящее легковое шасси – Renault Dauphine – было заднемоторным.
Для фургона это означало неоправданно большую погрузочную высоту, что наглядно показывал сделанный на основе «Жука» VW Transporter. Французы поступили остроумно, развернув двигатель и трансмиссию относительно центра автомобиля. Конечно, все было не так просто и потребовались доработки, но тем не менее проблему решили без больших затрат. Силовой агрегат смонтировали на отдельном подрамнике, крепившемся к кузову восемью болтами. При необходимости серьезного ремонта подрамник можно было быстро открутить и выкатить наружу. Удачная конструкция позволила Estafette продержаться на конвейере 21 год. За это время было создано множество модификаций, включая пассажирские, длиннобазные, пикапы и варианты с высокой крышей.
50 лет назад
29 июня 1969 года дан старт продажам Fiat 128. Этот автомобиль считается одним из основоположников гольф-класса, утвердившим соосную поперечную компоновку силового агрегата. Неэффективность продольной компоновки и сложность поперечной, где двигатель и КПП объединены общим картером, заставили главного конструктора Fiat Данте Джакозу искать третий путь. Впервые он запустил в серию свое решение в 1964 году на Autobianchi Primula – компактной модели второстепенной марки в составе концерна Fiat. Так что неизбежные «детские болезни» главному бренду не вредили.
К концу десятилетия конструкцию отладили. Смогли даже существенно пригасить врожденный дефект соосной компоновки, когда из-за разной длины приводных валов машину уводило с прямого курса при резком изменении тяги. Джакоза сделал меньший вал полым, выровняв тем самым жесткость в паре. Для крутящего момента, создаваемого 1,1-литровым двигателем, это работало. Мотор этот, спроектированный Аурелио Лампреди, прежде трудившимся у Энцо Феррари, хорошо раскручивался и выдавал на пике 55 л. с., что позволяло легкой машине разгоняться до 140 км/ч. В год премьеры 128-й «Фиат» существовал в форме 2- и 4-дверного седана, а также универсала. В 71-м была выпущена версия седана Rallу c 1,3-литровым мотором, а также купе с полностью оригинальным кузовом. Для него предлагались оба варианта двигателя, но в более форсированном исполнении. С 74-го 60-сильная версия большего мотора ставилась и на обычные седаны, а в 75-м купе переделали под трехдверную схему, по сути, сделав хетчбэком. Стоит отметить, что хетчбэк на базе Fiat 128 построили еще четырьмя годами ранее, но не в Италии, а в Югославии, где шла лицензионная сборка под маркой Zastava. С дебютом VW Golf трехобъемный «Фиат» моментально устарел и на внешних рынках был вскоре заменен более современной моделью Ritmo. Дома же в качестве бюджетной версии 128-е собирали до конца 1985-го. Лицензионная сборка длилась и того дольше: последние потомки европейского автомобиля года – 1970 произвели в Египте всего 10 лет назад.
30 лет назад
10 июня 1989 года представлено купе Opel Calibra. Дебюту новой модели предшествовали довольно интересные события. Противостояние «Опеля» и «Форда» в Европе шло и в сегменте купе на базе массовых моделей среднего класса. 80-е были плохим временем для купе, и бывший фаворит Ford Capri стремительно сдавал позиции. В то же время Opel Manta держался лучше. «Опель» прилагал титанические усилия, чтобы «пересидеть» на конвейере модель конкурента и провести смену поколений в комфортных условиях.
Гениальным решением стало развитие субкультуры «колхозного» тюнинга, основанного главным образом на создании броской внешности без серьезного вмешательства в конструкцию машины. В 80-е водитель «Манты» – это стереотип представителя рабочего класса, который хочет выглядеть брутальным без всякого чувства меры. И вот на смену модели с такой репутацией пришла «Калибра». Однако за 14 лет выпуска второго поколения «Манты» изменилось многое. Марка Opel стала европейским лидером в области аэродинамики, и новое купе в базовом исполнении обладало невероятно низким коэффициентом лобового сопротивления – 0,26. Это был рекорд для серийного автомобиля, продержавшийся 10 лет. Мощные модификации были чуть менее обтекаемы – 0,28–0,29. Нельзя не отметить совпадение: автора кузова «Калибры» зовут Эрхард Шнелль, чья фамилия переводится как «быстрый». И даже с заурядным 115-сильным 2-литровым мотором машина была быстра (203 км/ч). А с 16-клапанной головкой блока (150 сил) скорость достигала 223 км/ч. С образом «пролетарского суперкара» покончили: хотя «Калибра» и оставалась относительно доступной, все же цена на нее стартовала там, где на «Манту» она заканчивалась.
Развитием модели стали: полноприводная версия, турбомотор (204 л. с.), а позже – 170-сильный V6 объемом 2,5 литра. Последний превращал купе в своего рода гран-туризмо для бедных. Всколыхнув рынок спортивных машин и спровоцировав выход аналогичных моделей конкурентов, «Опель» все же не смог развернуть время вспять, и спрос начал проседать к середине 90-х. Некстати пришлось и ужесточение экологических норм, приведшее к замене 16-клапанного мотора на новый, но здорово потерявший в отдаче (136 сил). Всего за семь лет собрали 239 тысяч экземпляров Opel Calibra, наследника у модели не было.
10 лет назад
Июнь 2009 года был отмечен масштабными переменами в автоиндустрии США, ставшими следствием глобального финансового кризиса. Сразу два члена «большой тройки» производителей подверглись реорганизации в рамках параграфа 11 закона о банкротстве.
Сначала 1 июня был запущен процесс банкротства General Motors. Бывший мировой лидер оказался недееспособен. По сути, произошло пересоздание компании под тем же именем. В течение полутора месяцев были ликвидированы бренды Hummer и Saturn, продан (по факту тоже закрыт) шведский SAAB. Всего на территории США компания лишилась 13 заводов, сократила штат на 22,5 тысячи человек, а число дилерских пунктов – на 900. Сжатие продолжилось и после реорганизации. Уже зимой 2009/10 года было закрыто отделение Pontiac, в 2017-м GM избавилась от европейских активов, продав Opel и Vauxhall группе PSA. А в прошлом году было объявлено о намерении избавиться еще от трех американских заводов и 14 тысяч рабочих. В то же время отмечается рост активности GM в разработке транспортных средств на электрической тяге.
С «Крайслером» дело было иначе: 10 июня 2009 года корпорация перешла во владение консорциума в составе Fiat, правительств США и Канады, а также пенсионного фонда United Auto Workers. Ирония судьбы заключатся в том, что за 10 лет до описываемых событий Fiat был в тяжелом положении и едва не вошел в состав GM. Теперь он сам выступал спасителем американского автогиганта. К началу 2014-го итальянцы нарастили долю до 100%, став единоличными владельцами Chrysler. Модельный ряд альянса четко структурирован, и каждая марка наделена строго очерченной специализацией. Роли престижных брендов отвели «Альфа-Ромео» как премиальной марке, сопернику «Мерседеса» и БМВ, и «Мазерати» – как ультралюксовому бренду, противнику «Бентли» и «Роллс-Ройса». Соответственно, роль марки «Крайслер» понижена до массового сектора, и она занимает в Америке ту же нишу, что и «Фиат» в Европе. «Додж» превратили в производителя исключительно легковых авто со спортивным характером, а его знаменитые пикапы вынесли в отдельную марку Ram. Единственным глобальным брендом, за вычетом премиальных, является Jeep, чьи внедорожники остаются популярными почти при любом состоянии экономики. Текущие показатели холдинга подтверждают правильность стратегии: годы после полного объединения отмечены ростом чистой прибыли.
Текст: Серик Туленов, фотоматериал производителей