Обзор отрасли
Август 2013 года
Данные Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса
(сокращенная версия)
АВГУСТОВСКИЙ «РАЗБОР»
В августе этого года было продано 15 тысяч машин. Это меньше, чем в июле. Период отпусков, как всегда, отложил часть августовского спроса на начало сентября. Всего с начала года было продано немногим менее 100 тысяч новых автомобилей.
Из новостей автомобильной отрасли обратил на себя внимание спор РФ с ВТО по поводу размеров введенного утилизационного сбора. Не вдаваясь в подробности коллизии, отметим, что построение системы утилизации автомобилей, вышедших из эксплуатации, – большая первоочередная задача.
Андрей Лаврентьев – президент Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса.
Импорт и производство
Итоги продаж августа этого года – 15062 ед. против 8587 ед. в аналогичный период прошлого года (АППГ). Доля импорта с начала года составила 78,7%, доля автомобилей отечественной сборки – 21,3% (78636 и 21262 ед.).
По брендам
В первой строке брендов по итогам января – августа 2013 г. удерживает позиции Lada с результатами продаж в 34756 ед. и 35% долей от всех продаж.
На втором месте по результатам восьми месяцев расположился Uz-Daewoo – 8657 ед.
Третье место за KIA – 7796 ед.
Hyundai на четвертом месте – 7445 проданных автомобилей.
Бренд Toyota на пятом месте – 7030 ед.
На шестом – бренд Chevrolet с 6433 ед.
Бренд GAZ уверенно занимает седьмое место в общей таблице брендов и лидирует в сегменте коммерческой техники – 4360 ед.
На восьмой строке Nissan – 3893 ед.
Марка UAZ осталась на девятом месте, как и по итогам предыдущих семи месяцев.
Бренд Renault по объему продаж за январь – август занял десятое место – 2505 ед.
Ниже идут бренды Skoda и SsangYong – 2244 и 2215 ед. соответственно, ZAZ – 2032 ед., Mitsubishi – 1981 ед.
По итогам восьми месяцев 2013 г. доли трех последних брендов снизились. Из тех, что ниже, отметим быстро растущие продажи автомобилей Honda – 352 ед. и резкий рост (в 17 раз) продаж коммерческой техники марки IVECO – 205 ед.
Отечественная сборка
Итоги продаж автомобилей отечественной сборки за январь – август ставили 21262 ед. Доля продаж казахстанских автомобилей составила 21,3%.
Драйвером роста остается сегмент легковых автомобилей, повышение продаж которого составил 97,34% по отношению к АППГ (5441 против 10737 ед.).
В бюджетном диапазоне цен среди легковых автомобилей отечественной сборки (10–15 тыс. USD) модель ZAZ Chance удерживает верхнюю строку (1658 против 941 ед. в АППГ, 15,4% рынка отечественных легковых – рост количества продаж составил 76,2%).
В следующем ценовом диапазоне – от 15 до 20 тыс. USD – на первой позиции Chevrolet Aveo New – 789 ед., 7,3% доли.
В диапазоне 20–25 тыс. USD больше всего продаж модели Chevrolet Cruze (доля среди отечественных легковых – 21%, количественный рост продаж – 97,2%, или 2260 ед. против 1146 в АППГ). Этот диапазон цен характеризуется самой высокой долей продаж на внутреннем рынке среди легковых автомобилей отечественной сборки (более 46% по итогам за 8 месяцев этого года).
В диапазоне от 25 до 40 тыс. USD среди отечественных пассажирских автомобилей на первой строке Skoda Octavia – 695 ед. против 486 в АППГ. Ее доля продаж составила 6,5% (против 8,9% в АППГ).
Диапазон от 40 до 60 тыс. USD представляет единственная модель – KIA Cadenza (51 ед. с начала года против 79 ед. в АППГ). Зафиксировано падение продаж на 35%.
В премиум классе отечественного производства всего две модели: на первой строке SsangYong Chairman – 27 ед. этой модели было продано с начала года, на втором месте – KIA Quoris – 8 ед. с начала года (в июле – августе продаж этой модели не было).
Доля внедорожников казахстанской сборки среди всех продаж новых авто в январе – августе 2013 года составила 8,4% и 39% от всех автомобилей отечественного производства. Всего за этот период было реализовано 9311 ед. этой категории автомобилей (против 5417 в АППГ– рост составил 72%).
Бюджетный внедорожник Lada 4×4 обеспечил продажи 45,9% (54,8% в АППГ) рынка отечественных внедорожников – падение доли присутствия на 9% по сравнению с АППГ (4275 ед. против 2967 в АППГ).
В диапазоне цен от 20 до 40 тыс. USD больше всех прибавил к своей доле отечественный внедорожник SsangYong NewActyon (9,3% против 2,7% в АППГ), количество продаж по сравнению с прошлым годом увеличилось в 6 раз (868 ед. против 148 в АППГ). На первом месте в этой категории внедорожников остается SsangYong Kyron (1004 ед. против 762 в АППГ). Его доля продаж сегодня – чуть менее 11% (SUV казахстанской сборки).
Завершая обзор рынка автомобилей отечественной сборки, отметим, что на сегодняшний день решаются серьезные вопросы взаимодействия с рынками России и Беларуси. Дальнейшие шаги развития казахстанского автопрома будут тесно связаны с тем, насколько успешными окажутся договоренности нашего правительства с правительствами этих стран.
Рынок РК в ценовом сегменте
В денежном эквиваленте за период с января по август было продано автомобилей на сумму 2,2 млрд USD.
На долю национальных производителей пришлось 470 млн USD. На долю импортеров – чуть менее 1,7 млрд USD.
Лидер по доле рынка в денежном эквиваленте – бренд Toyota. По оценкам АКАБ, его продажи составили сумму более 375,4 млн. USD.
Наибольшее количество автомобилей продавалось по цене от 10 до 15 тыс. USD – (32%).
По цене менее 10 тыс. USD было продано 17% автомобилей.
Как и в прошлом году, по цене 15–20 тыс. USD было продано 16% автомобилей.
Доля автомобилей по 20–25 тыс. USD – 10%.
Немного выросли продажи в сегменте от 25–40 тыс. USD (16% против 15% в АППГ) и упала доля продаж в диапазоне от 40–80 тыс. USD (6% против 9% в АППГ).
Источники: собственные данные АКАБ, данные производителей и компаний-импортеров;
не включены продажи автомобильных брендов Китая.