Импорт и производство
По итогам февраля 2013 года казахстанский авторынок вновь вырос. Темпы роста были несколько ниже, чем ранее: «всего» на 90% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (АППГ) и на 4,3% по отношению к январю 2013 года.
Доля импорта среди проданных автомобилей упала. На первой строчке среди стран-импортеров стоит Российская Федерация: 49,67% от всех проданных автомобилей против 55,45% в АППГ и 53,44% в январе этого года; 92% из всего импорта РФ составляют российские бренды.
Вторую строчку заняли автомобили узбекского производства: 847 ед. против 257 в АППГ – рост на 229%, а японские автомобили возглавили список из дальнего зарубежья:719 ед. против 646 в АППГ. С начала 2013 года было продано 1712 единиц из Страны восходящего солнца.
Всего из дальнего зарубежья за февраль 2013 года было поставлено и продано 1688 ед. против 934 ед. в АППГ:18,2% от всех проданных автомобилей против 19% в АППГ, а с начала 2013 года – 3126 ед. против 1847 в АППГ. Быстрее всего растут поставки из Кореи и Узбекистана: рост импорта из этих стран превысил 3-кратный показатель.
Казахстанские производители показали рост доли продаж своей продукции на 4% по сравнению к АППГ, а количественный показатель продаж вырос на 127%. По отношению к январю 2013 года рост продаж произведенных внутри страны автомобилей составил 14% (1859 единиц в январе этого года).
Справочно:
Импорт новых автомобилей за 2012 год (без стран ТС) составил 50 тыс. единиц (против 32 тыс. в 2011 г.). Россия поставила в РК порядка 55 тыс. новых легковых автомобилей, 7 тыс. грузовиков, 579 седельных тягачей и 1,3 тыс. новых автобусов (всего 64 198 ед. новой техники и 6,3 тыс б/у). Из других крупных импортеров можно выделить Японию и Китай:15,7 и 10,6 тыс. ед. соответственно.
ПО БРЕНДАМ
В первой строке общей таблицы брендов расположилась Lada: 3235 единиц и 35% от всех продаж новых автомобилей в РК (против 1797 ед. и 37% в АППГ). Сравнение среднемесячных показателей 2012 и 2013 годов показало рост на 17%, а доля рынка по сравнению с январем 2013 года упала на 6,6%.
На втором месте – бренд KIA (863 ед. против 315 в АППГ), возросла доля его общих продаж: 9,32% против 6,45% в АППГ. Среднемесячный показатель KIA вырос на 72%.
Узбекский Daewoo показал рост по среднемесячному показателю на 27%: 838 ед. против 257 в АППГ.
Продажи Chevrolet выросли на 148%: 555 ед. против 224 в АППГ.
Далее идет бренд Toyota: 496 ед. против 370 в АППГ.
Бренд Hyundai поднял свои продажи на 46% (результаты продаж этой марки в РК за февраль –792 ед. против 544 в АППГ, рост по среднемесячному показателю – 6%).
Бренд GAZ возглавляет список коммерческой техники с результатом 444 ед. против 313 в феврале 2012 года, при этом демонстрирует потерю некоторой доли рынка.
Ниже, также с потерями рыночных долей, но с хорошими приростами продаж, идут Nissan (434 ед. против 230 в АППГ) и UAZ (246 ед. против 151 в АППГ).
Продажи внедорожников Renault составили 206 ед. против 17 в прошлогоднем феврале. Выросли продажи SsangYong: 192 ед. против 130 в АППГ. Подросли и продажи моделей Mitsubishi на 79,2% – 181 ед. против 101.
Примерно в одном и том же темпе реализуются автомобили марок Skoda и ZAZ (144 и 139 ед. против 70 и 86 в АППГ соответственно). Всего за 2 месяца с начала года официальными дилерами и дистрибьюторами продано 18145 единиц новых автомобилей различного назначения, включая коммерческую технику всех классов.
ПО СЕГМЕНТАМ
Наиболее быстро на автомобильном рынке Казахстана растет сегмент легковых автомобилей (PC), продажи которых в общей доле составили 63% от всех новых автомобилей в этом феврале (5817 ед. против 3088 в АППГ– рост на 88%). Структура этого сегмента существенно не изменилась, но изменились предпочтения, касающиеся внедорожников: в этом феврале казахстанцы больше выбирали компактные SUV (рост составил 174% по сравнению с АППГ), а субкомпактные внедорожники продавались меньше, и рост продаж в этом классе проходил медленнее (82% по сравнению с АППГ). Существенно прибавилась доля полноразмерных внедорожников (251 ед. против 79 в АППГ). Хорошо продавались машины Toyota.
Продажи коммерческой техники (не включены продажи КамАЗ и китайских брендов) отстают от темпов роста продаж легких автомобилей (743 ед. против 479 в АППГ– рост на 55%), а ее доля в общей таблице по сегментам упала почти на 2% по сравнению с февралем 2012 года.
Самыми успешными остаются продажи в классе малотоннажных грузовиков в ценовом диапазоне от 10 до 15 тыс. USD (493 ед. против 286 в АППГ– рост 72%). И в основном это грузовые автомобили российского производства.
Справочно:
По результатам анализа данных нашего рынка, в 2012 году автомобили российских марок ввозились по цене 9,5 тыс. USD (против 9,3 тыс. USD в 2011 г.); иномарки российской сборки ввозились по цене 16,7 тыс. USD (цена с 2011 года почти не изменилась; новые импортированные иномарки на ввозе подешевели почти на 1000 USD – 24,3 тыс. USD, а иномарки подержанные чуть-чуть подорожали – 15,7 тыс. USD против 15,5 тыс. USD в 2011 году. Автомобили казахстанской сборки имели среднюю цену 17 тыс. USD.
ПО ЦЕНАМ
В стоимостном выражении в феврале 2013 года рынок продаж новых автомобилей вырос по сравнению с АППГ на 92% и составил 208 млн USD (по оценкам АКАБ), в феврале 2012 года эта цифра равнялась 108 млн USD.
На долю национальных производителей пришлось 46 млн USD, это на 5% больше, чем в АППГ по доле (2012 – 19,5 млн USD), а рост объема продаж в денежном эквиваленте составил 141%.
На долю импорта пришлось в денежном выражении 77,5% (161 млн USD, в феврале прошлого года эта цифра равнялась 92,5 млн USD).
Больше всего в феврале этого года было продано автомобилей по цене от 10 до 15 тыс. USD (32% против 21% в АППГ), на втором месте автомобили по цене ниже 10 тыс. USD (17% против 25% в АППГ). Также выросла доля автомобилей по 20–25 тыс USD (10% против 7% в АППГ). Таким образом, наблюдается явный рост продаж в сторону более комфортабельных автомобилей.
ЛЕГКОВЫЕ
В феврале 2013 года в сегменте легких автомобилей (мы традиционно включили в эту таблицу PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн) рост продаж происходил в основном за счет бюджетных автомобилей класса B.
Отметим наиболее интересные, с нашей точки зрения, изменения в таблице.
В классе B снизились продажи по среднемесячному показателю: у LadaSamara – почти на 7% (850 ед. против 749 в АППГ), HyundaiAccent – на 6,5% (399 ед. против 409 в АППГ); выросли продажи KIA Rio (221 ед. против 87 в АППГ– рост по среднемесячному показателю на 103%).
Далее, в классе C, следует Daewoo Nexia, прибавившая 3,6% доли рынка в сравнении с АППГ и занявшая 7,4% доли рынка. Ее продажи составили 632 ед., прибавка к среднемесячным продажам 2012 года – 30%. Падением продаж по среднемесячному показателю отметила февраль Toyota Corolla (–70%), при этом потеряв долю рынка (39 ед. против 54 в АППГ).
В классе E первое место за Toyota Camry –144 ед., с падением среднемесячных продаж на 21%.
В классе A первая строчка за Daewoo Matiz – 206 ед., 2,4% рынка; среднемесячный показатель прибавил 18%.
В классе D первая строчка за KIA Optima – 54 ед., среднемесячный показатель 2012 года превышен на 120%.
РЕГИОНАЛЬНЕ ПРОДАЖИ
В Алматы в десятку самых продаваемых автомобилей входят Hyundai Accent (110 ед. в феврале против 68 ед. в этом январе – 3 позиции вверх, +1% доли рынка), ZAZ Chance (82 ед. против 66 в этом январе, 2,5% доли рынка), Lada Granta (77 ед. против 50 в январе 2013 г.). Среди внедорожников хорошо выросли продажи Renault Duster (121ед. против 40 в январе, 3,6% доли рынка).
На втором месте по росту продаж в регионах город Тараз: 86 единиц против 20 в АППГ.Лидер роста в регионах – город Кызылорда, где зафиксировано 8-кратное увеличение продаж после того, как в прошлом году были открыты новые сервисные центры официальных дилеров. Теперь жители города могут приобрести практически весь ассортимент новых автомобилей. Более половины приобретенных автомобилей находится в диапазоне от 10 до 20 тыс. USD (124 ед. против 12 в АППГ); 25 единиц приобретено по цене 20–25 тыс. USD (против 3 ед. в АППГ); 9 – Toyota LC Prado; 2 автомобиля премиум-класса стоимостью более 100 тыс. USD.
Эти показатели подтверждают наличие хорошего потенциала для развития официальных продаж и сервисных услуг в регионах Казахстана. Особенно перспективными направлениями можно назвать юг (Шымкент, Кызылорда, Тараз, Талдыкорган) и запад (Актау, Атырау, Актобе) Казахстана.
ПРОГНОЗЫ на 2013 ПОДТВЕРЖДАЮТСЯ
Февраль 2013 года на авторынке Казахстана характеризовался всплеском положительных новостей, продолжающимся уверенным ростом продаж автомобилей официальными дистрибьюторами и премьерами нового сезона.
Из главных новостей можно выделить объявление о подписании соглашения с мировым автогигантом «Тойота Мотор Корпорэйшн» (TMC) по сборке автомобилей в Казахстане. Это серьезная заявка на успех для казахстанского автомобилестроения и стратегически важное достижение Правительства РК в деле подъема отечественного машиностроения. Уже в начале марта общественности были представлены новые соглашения о запуске проектов Peugeot Citroen в РК: с июля этого года будет налажена сборка 4 моделей автоконцерна на базе Агромаш Холдинга, а дистрибьюцию будет осуществлять Allur Group.
Результаты продаж за февраль 2013 года – более 9,2 тыс. единиц официально представленных марок автомобилей на общую сумму более 208 млн долларов. Это практически вдвое больше показателей за февраль 2012 года.
Наши прогнозы на второй месяц текущего года оправдались, и мы полагаем, что нет никаких причин ждать меньших результатов и в марте.
Источники: собственные данные АКАБ, данные автопроизводителей и компаний импортеров.