Прошлой осенью наша редакция взяла на тест зимние шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV. Эту шину финны презентовали в начале 2014 года в честь 80-летия первой зимней шины, и на сегодняшний день она является флагманом линейки зимних шипованных шин концерна Nokian Tyres. Всю прошлую зиму мы эксплуатировали их в черте города и за его пределами и теперь готовы поделиться своими наблюдениями.
Все мы отлично понимаем, что единственная связь между автомобилем и дорогой – это шины. И каким бы современным и высокотехнологичным ни был ваш автомобиль, безопасность по-прежнему зависит от качества эксплуатируемых шин. Пятно контакта каждой шины с дорогой по площади едва ли превышает размер ладони взрослого человека, а нагрузки, которые шина испытывает в момент маневрирования, можно без преувеличения назвать колоссальными. Особую миссию выполняют зимние шины, которые в непростых климатических условиях должны сохранять свою эластичность и обеспечивать сцепление с разной поверхностью и при этом быть износостойкими. Совокупность этих требований подталкивает производителей зимних шин находить новые конструктивные решения, разрабатывать и внедрять в производство новые материалы и технологии. До потребителя всегда доходит конечный продукт, за которым стоит долгая и кропотливая работа инженеров, сотни часов заводских испытаний, десятки тысяч километров тестирования по гражданским дорогам и всевозможные сертификации. Именно такие конечные продукты продаются в обычных шинных магазинах Казахстана, именно такие шины мы взяли на тест.
По роду деятельности нам часто приходится бывать на испытательных полигонах, где шинные производители тестируют свою продукцию. Но наши редакционные тесты по большей части являются потребительскими, то есть мы не сравниваем шины, не применяем сложное измерительное оборудования, а используем их так, как эксплуатировал бы рядовой автолюбитель – на обычном гражданском автомобиле. В нашем случае это VW Touareg и шины Nokian Hakkapeliitta 8 SUV.
Все началось с поездки на СТО, где перед зимним сезоном мы провели полную диагностику подвески автомобиля и лишь затем, не выявив никаких отклонений от нормы, отправились в шинный центр «переобуваться».
Шипованные шины требуют прикатки – выполнение этого условия продлит срок службы шипа и сохранит параметры сцепления шины с дорогой на весь период эксплуатации шин. Проводится она первые 400–500 километров. Как правило, этой дистанции достаточно для того, чтобы шип надежно сел в основание и под действием центробежных сил из места посадки шипа удалились остатки технической смазки, используемой при шиповании. В этот период рекомендуется ездить в умеренном скоростном режиме (не более 70 км/ч) и избегать резких ускорений и торможений.
Наши зимы простыми не назовешь, и тенденции таковы, что климат становится менее стабильным год от года. Сегодня часто можно наблюдать в Алматы суточный перепад температур до 20 градусов и более: днем плюсовая температура, слякоть и практически сухой асфальт, а по ночам растаявший снег превращается в сплошной наст. И тем не менее в среде автолюбителей к шипам по-прежнему относятся неоднозначно. Одна часть водителей голосует только за шипы и оправдывает свой выбор безопасностью, другая выбирает исключительно фрикционные шины и также мотивирует свой выбор безопасностью: дескать, на асфальте шипованные шины ведут себя менее стабильно, нежели фрикционные.
Такое разночтение слова «безопасность» не редкость и является поводом для бесконечных частных дискуссий. Если же опираться на мнение экспертов в шинной индустрии, профессиональных водителей и автоспортсменов, то на дороге, частично или полностью покрытой ледяным настом, альтернативы шипам нет. И если на дорогах вашего города за зимний период иногда случается гололед, не сомневайтесь, приобретайте шипованные шины – параметры их управляемости и торможения на зимней дороге однозначно отличаются от характеристик фрикционных шин в лучшую сторону, в этом мы смогли убедиться лично.
Чудесные свойства так называемых шин-липучек – это миф, который благополучно распространился не без помощи маркетологов. Да, большое количество ламелей, хороший рисунок протектора и его эластичная резиновая смесь способствуют сцеплению на зимней дороге. Но правда состоит в том, что любая резина, какими бы исключительными свойствами она ни обладала, на ледяном насте будет скользить – это сопромат. Скольжение автомобиля на льду – это и несвоевременное торможение, и потеря траектории при вхождении в поворот. Избежать такой ситуации, конечно же, можно – подбирать адекватную скорость или попросту не выезжать из дому в гололед. Но зачем себя искусственно ограничивать?
Зимние шины NOKIAN со временем были выделены в отдельную производственную программу и получили имя собственное – Hakkapeliitta. Хаккапеелла – боевой клич финских войнов XVI столетия.
Что же до особенностей эксплуатации и «живучести» шипованных шин на мокром или сухом асфальте, то этой проблемой шинники озадачились давно и в меру своих компетенций решают ее по-разному. К примеру, в тестируемой шине Hakkapeliitta 8 SUV (HKPL 8 SUV) шип имеет якорную посадку: увеличенный наконечник шипа (выполнен из прочного сплава металла) посажен в специальную основу из алюминиевого сплава, в основании которой имеется площадка (якорь), которая надежно удерживает шип в посадочном гнезде в момент нагрузок. Кроме этого разработчики применили в протекторе шины разную по жесткости резиновую смесь. Ближе к внешнему слою резина более мягкая, для лучшего сцепления с зимней дорогой. У основания «кармана» шипа резина более жесткая, чтобы лучше удерживать шип в месте посадки при экстремальных нагрузках. Между основанием шипа и дном «кармана» имеется специальная демпферная подушка (технология Eco Stud), которая снижает вибрации в момент удара шипа о поверхность дороги и позволяет ему прятаться при езде по асфальту. Кстати, Nokian шипует свои шины только заводским способом, который считается наиболее надежным. За зимний сезон эксплуатации мы не потеряли и не повредили ни одного шипа!
В основании шашек размещены усилители
Ни для кого не секрет, что в некоторых странах введено ограничение на использование шипованных шин, и продиктовано это требование не столько заботой о целостности дорожного полотна, сколько улучшением экологии. Дело в том, что при ударе шипа об асфальт он высекает микроскопические крошки, которые содержат вредные для человека канцерогены. В тех странах, где побороли пыль на дорогах и сделали их идеальными, как раз и введен такой запрет. В ряде европейских стран, в которых использование подобных шин зимой разрешено, с недавнего времени четко регламентирован вес шипа и длина его стального наконечника. Кроме этого законодательно ограничено количество установленных шипов на метр окружности шины – не более 50 штук. Производителю шин допускается использовать большее количество шипов, если он сможет доказать, что такая шипованная шина не вызывает износа дорожного полотна больше, чем шина с 50 шипами. Для оценки этих показателей существует специальный тест, проводимый независимой комиссией. На эталонный автомобиль устанавливаются тестируемые шины, и машина проезжает определенный километраж по специальным плитам. Плиты взвешиваются до проведения теста и после, и разница в их весе принимается как показатель воздействия шин на дорожное полотно. Часть шинных производителей с введением новых правил сократила количество используемых шипов. Инженеры Nokian, напротив, увеличили почти вдвое! К примеру, в шине типоразмером 235/65 R17 использовано 190 шипов, в то время как конкуренты сегодня используют от 90 до 120 шипов в шине этого типоразмера.
Технология Eco Stud
Объективно шипованные шины более шумные, чем обычные зимние. И особенно этот шум мы ощущали первые 700–800 километров пробега. Неприятное цоканье о сухой асфальт привлекало взоры соседей по полосе. Но после прикатки шума стало намного меньше, а уверенности на дороге прибавилось. Отъездив несколько сезонов на шипованной шине предыдущего поколения Hakkapeliitta 7 SUV, проведя длительные тесты фрикционных шин Nokian R2 SUV и сравнив их поведение с тестируемой шиной, мы объективно отметили, что «восьмерка» ведет себя на асфальте так же, как и фрикционная шина. А при передвижении по насту и особенно голому льду дает большее чувство уверенности, нежели предыдущее поколение Hakkapeliitta.
Как можно понять из аббревиатуры «SUV» в названии, шина рассчитана на внедорожники и кроссоверы и по этим причинам получила усиленный каркас: двойной слой нейлонового бандажа и усиленный стальной корд. «Честный» зимний протектор с большим количеством канавок и ламелей выполнен из резиновой смеси Cryo Silane второго поколения, в которую входят натуральный и синтетический каучуки, рапсовое масло и новая «зимняя» силика. Эти компоненты позволяют резине оставаться эластичной при низких температурах и иметь устойчивость к износу.
3-D ламели различной формы
Шина отлично выгребает из рыхлого снега и шуги, а протектор отчищается от снега. В основании шашек протектора, размещенных в плечевой зоне, имеются специальные усилители, улучшающие управление на сухой поверхности. Еще из инноваций можно выделить специальные тормозные усилители-грунтозацепы, размещенные в плечевой зоне и 3D-ламели различной формы. Одна их часть (диагональные, закрытые ламели) размещается в центральной части протектора и улучшает сцепление при маневрировании. Другая – самоблокирующиеся ламели, расположенные в плечевой зоне, способствующие устойчивости протектора при торможении, ускорении и при движении по дуге.
Nokian принципиально не производит шины под ошиповку. Все шипы на шинах Nokian устанавливаются исключительно в заводских условиях. Только так можно добиться точности при посадке шипа и его ориентировании.
За время нашего теста мы неоднократно выезжали за город и с уверенностью можем отметить: на трассе шипованные шины дают больше возможностей маневрирования, нежели фрикционные.
Как и другие шины Nokian премиального сегмента, новинка получила расширенную Hakka-гарантию, по которой в случае повреждения ее бесплатно отремонтируют, а если это будет невозможно – заменят на новую. Надо отметить, что подобная гарантия для инженеров Nokian Tyres является еще и отличным способом установить обратную связь с потребителем. Так, в результате изучения обращений по поводу наиболее проблемных повреждений шин было установлено, что именно боковина шины является наиболее незащищенным участком и в случае ее повреждения шина теряет свою герметичность и уже не подлежит ремонту. Инженеры Nokian Tyres решили эту проблему, включив в состав резиносмеси боковин полимеры – арамидные волокна (ароматический полиамид). Этот легкий и прочный компонент активно используется в аэрокосмической промышленности и при изготовлении бронежилетов. Использование арамидов позволило сделать шину небывало устойчивой к дорожным пробоям и боковым повреждениям, в этом мы смогли убедиться лично, неоднократно проехав за зимний сезон по далекой от идеала трассе Алматы – Балхаш.
Арамидные волокна
Резюме
Утверждение, что ездить в Казахстане зимой необходимо на зимних шинах – это аксиома, не требующая доказательств. А вот на чем остановить свой выбор – на фрикционных или шипованных шинах, имеющих меньший тормозной путь, – решать вам. Главное в конечном счете – это вовремя остановиться перед бампером впереди затормозившего автомобиля. Субъективно Hakkapeliitta 8 SUV – это лучшие шины из тех, которые нам доводилось тестировать на зимних дорогах Казахстана.
Протектор шины до начала тестов
Протектор шины после эксплуатации в течение одного зимнего сезона
Текст: Дмитрий Саблин
Фотоматериал: автора и компании Nokian Tyres