В прошлом номере мы рассказали о начале автопробега, который должен был привести нас от Алматы к курортному городу Сочи. Наш путь пролегал через столицу Казахстана, далее Актобе и Уральск, после чего через КПП «Озинки» – в Саратов. После этого в Волгоград. Далее через Ростов-на-Дону до Краснодара и оттуда в Сочи. Километраж нашего пути, по предварительным расчетам, должен составить 10 000 километров.
(Первая часть рассказа – https://pitstop.kz/reportazh/avtoprobeg-almaty-sochi/)
Нур-Султан
Добравшись до Нур-Султана, мы остановились здесь на несколько дней – поучаствовали в выставке Automechanika Astana (https://pitstop.kz/reportazh/pervaya-postpandemijnaya/), прокатились по городу, посетили местный океанариум.
Ранее доводилось бывать здесь неоднократно в коротких командировках – на выставках и форумах, приезжали поездом, прилетали самолетом. Но так, чтобы не торопясь и на автомобиле по городу, – впервые. Столица не перестает впечатлять чистотой широких улиц, новыми современными жилыми кварталами, административными зданиями, парками и объектами дорожной инфраструктуры. Приятные воспоминания о себе оставляют и жители города: все те, с кем нам доводилось общаться, очень дружелюбны и приветливы.
Местные пробки ни в какое сравнение не идут с алматинскими. Даже в часы пик, когда интенсивность на некоторых участках дорог значительно снижается, автомобильный поток продолжает двигаться. За время нашего пребывания в городе мы не увидели ни одного «мертвого» затора. Определенную роль в правильном регулировании играют оптимальная ширина улиц, четкая разметка, хорошо просматриваемые светофоры и большое количество камер фото- и видеофиксации нарушений – это дисциплинирует.
Из недостатков можно отметить постоянный ветер и малое количество парковок у привлекательных, с точки зрения туриста, объектов. Часто парковка в этих местах сильно затруднена либо не предусмотрена конфигурацией дороги. Кроме прочего, смутил нас и неприятный болотный запах, который иногда после дождя ощущается на улице. Такие «ароматы» характерны для Юго-Восточной Азии, где используется дренажная система открытого, арычного типа. В столице, видимо, эта ситуация продиктована близостью реки и участков с заболоченной местностью. Решением этой проблемы, как и в Юго-Восточной Азии, может стать посадка большого количества деревьев.
Дороги города продолжают улучшать и достраивать. Мы наблюдали несколько участков, где прокладывается новое дорожное полотно. Увидели мы в черте города и бетонные опоры злосчастного долгостроя Astana LRT – стоят они как памятник коррупции и чиновничьей халатности. Грустное зрелище.
Отдельное слово стоит сказать о дорожной полиции Нур-Султана. Здешние полицейские не такие жадные до общения с автолюбителями, как их областные коллеги. Как и полиция в Алматы, они очень любят включать «мигалки» в городском потоке без дела, но при этом только наблюдают со стороны. Такое бесконтактное несение патрульной службы стало возможным благодаря введению единой базы, в которой отражается вся информация об автомобиле и данные ее владельца. Похоже, в столице эта база работает как надо – нас не остановили ни разу.
Выезжали мы ранним утром. Город особенно красив в это время: еще не успевшее раскалить бетон и асфальт утреннее солнце играет с маковками минаретов, блуждает в стеклянных лабиринтах административных высоток. По-особенному диковинно на фоне голубого неба смотрится в это время монументальный столичный символ – «Байтерек»…
Следующей точкой нашего маршрута мы запланировали город Костанай. От столицы продолжили движение по трассе М-36 (Алматы – Екатеринбург).
Интересный случай произошел на выезде из Нур-Султана. На очередной заправке задали заправщику вопрос: «Бензин хороший?» Получили ответ: «Да, к сожалению…» Бедолага – при наплыве клиентов отдохнуть некогда, а денег больше в кармане не становится.
Дорога до поворота на Жанаесиль – старое дорожное полотно неплохого качества. Придерживаясь нашего первоначального плана оценивать качество дорог в баллах, мы поставили ей от 6 до 7 баллов из десяти. Местами здесь не читается разметка, встречаются небольшие наплывы на асфальте, поперечные швы и «качели» в зоне переезда мостов через пересохшие реки и ручьи. Ближе к Акмечети дорога и разметка лучше (7–8 баллов), вдоль трассы установлены фонари. На въезде в населенный пункт и на выезде стоят камеры фотофиксации. Дальше несколько десятков километров ровная дорога тянется по безжизненной степи. Заправок, как и придорожного сервиса, в этом районе нет.
Пустая и ровная дорога не повод для водителя расслабиться. В такие безмятежные моменты как раз и совершаются ошибки, приводящие зачастую к трагическим последствиям. Позволим себе напомнить, чего делать не стоит. Не рекомендуется чрезмерно прижиматься к разделительной линии со встречным направлением. Зачастую при скоростном движении водитель привыкает к определенному влиянию бокового ветра на управление. При проезде встречного транспорта это влияние меняется резко, и автомобиль может уйти с траектории движения, тем более если боковой ветер сильный, а встречный транспорт – фура. Также не следует чрезмерно прижиматься к обочине. Там, где кромка дорожного полотна переходит в грунтовую насыпь, асфальт разрушается быстрее – появляются ямы и наплывы. Часто после ремонта на обочине водители забывают убрать после себя пробитые покрышки, канистры и другой мусор, который может стать причиной резкого маневрирования, а оно при скоростной езде крайне противопоказано.
Относиться настороженно следует и к новым участкам дороги с ярко-черным покрытием. Коэффициент сцепления шин со свежеуложенным асфальтом, раскаленным на солнце, при торможении значительно ниже, чем со старым дорожным полотном. Новый асфальт при нагревании выделяет на поверхность остатки битумной смеси, которая не дает шинам как следует цепляться за дорожное покрытие. Со временем новое полотно затянется пылью и песком (цвет полотна поменяется с черного на серый), и его поверхность станет более стабильной.
Не стоит пренебрегать и дорожными знаками, предупреждающими о приближении к примыкающим и поворотам, об ограничении скорости и запрещающими обгон. Эти знаки, как правило, устанавливаются на участках трассы, требующих повышенного внимания. Для безопасного маневрирования всегда следует придерживаться разрешенной скорости и помнить, что на трассе в отсутствие строений и деревьев скорость ощущается значительно меньше.
Особенной концентрации от водителя на скоростной магистрали потребует обгон. При совершении этого маневра не следует прижиматься вплотную к впереди идущему транспорту – отпускайте его на расстояние, позволяющее безопасно мониторить встречный транспорт. Не уверен – не обгоняй! Непосредственно перед маневром стоит убедиться, что вас никто не обгоняет, что дорога свободна, помех нет и впереди идущий транспорт понимает ваши намерения.
1320-й километр трассы М-36. Продолжаем проезжать поперечные швы на асфальте, иногда встречающиеся наплывы. Качество дороги на этом участке (6–7 баллов) позволяет держать максимально разрешенную скорость. До Есиля 230 километров. В районе населенных пунктов Новочеркасское и Астраханка вдоль трассы установлено освещение. Есть заправки, небольшие гостиничные комплексы, магазинчики и кафе. Как правило, на выезде из населенных пунктов дежурят машины дорожной полиции. Дальше дорога переменного качества – 6–7 баллов.
Проезжая город Атбасар, мы не могли не уделить ему немного внимания, ведь это один из старейших городов региона. Он был основан в 1845 году как казачья станица, позже получившая название Атбасарская. Со временем станица разрослась до размеров уездного города и какое-то время была административным центром. В советские годы, с началом освоения целины, город получил бурное развитие. С развалом Союза многие предприятия закрылись, значительно сократилось и число местных жителей. Сегодня посредством различных государственных программ город обновляется.
Продолжая наш путь по трассе М-36, мы отметили наличие оборудованных мест для отдыха. Зачастую на таких площадках имеются туалеты, крытые навесы, эстакады и контейнеры для мусора. В районе пересекаемых трассой населенных пунктов, как правило, имеются заправки и небольшие магазины.
От села Жаксы трасса M-36 уходит северным обходом через Чистополье и Рузаевку на Костанай. Наше движение продолжилось по направлению к Есилю через село Красивое по трассе Р-13 параллельно железнодорожному полотну.
Примерно с тридцатого километра этой трассы появилась разметка, знаки просматриваются хорошо. Дорожное полотно сносного качества – 6–7 баллов. С 56-го по 58-й километр трассы ведутся ремонтно-строительные работы, установлены временные знаки ограничения скорости.
Если двигаться в сторону Костаная, то населенный пункт Есиль трасса огибает с левой стороны, на подъезде к городу есть неплохой придорожный сервис, кафе и заправка. Дальше, от поворота на Бузулук наш путь к Костанаю продолжился по трассе Е-123 (Р-36). Дороги здесь старые, но ровные, разметка хорошая, на обочине – грунт (7–8 баллов). Через пару километров от города есть ж/д переезд без шлагбаума, с семафором.
При въезде в Костанайскую область по пути встречается большое количество сельхозтехники, вдоль дороги десятками километров тянутся посевные поля.
При вынужденном съезде на обочину всегда стоит сбрасывать скорость заранее. Как правило, на обочине уложен грунт, зачастую присутствует песок. Нетрудно догадаться, что произойдет с автомобилем, если на скорости одна часть колес окажется на мягком грунте, в то время как другая будет продолжать двигаться по асфальту – автомобиль может перевернуться. Внимательно стоит отнестись и к торможению. Разный коэффициент сцепления шин с дорожным полотном также может значительно изменить траекторию движения автомобиля. Если пришлось экстренно выруливать на обочину и останавливаться, не стесняйтесь вдавливать педаль тормоза в пол до характерного скрежета – только в этом случае антиблокировочная система сработает как надо, это позволяет сохранить управление автомобилем – при легком притормаживании ABS не задействуется.
За Аманкарагаем трасса проходит через живописный участок с зелеными насаждениями. Уставший от степного однообразия глаз радуется любой зелени на пути. Дорога безветренная, неплохого качества. Вдоль обочины гравий, небольшие наплывы. В этом месте встречаются кучи асфальта, не убранные после очередного ремонта. Проезжающие фуры, как правило, раскатывают такой асфальт, и со временем появляется большой дорожный наплыв у кромки дороги. Такие наплывы мы встретили на 186-м и 193-м километре трассы Е-123.
В большом количестве по всему пути нашего маршрута мы встречали желтые – временные – знаки, устанавливаемые во время ремонта. По факту на некоторых участках трассы ремонт давно прошел, а знаки убрать забыли. Тем не менее патрулирующие такие участки сотрудники полиции требуют соблюдения скоростного режима, указанного на временных знаках.
В последний момент, когда мы уже подъезжали к Костанаю, пришло сообщение о том, что забронированная накануне гостиница занята. Приемлемый вариант для ночлега в оперативном режиме найти оказалось непросто. В итоге было принято решение ехать до города Рудного. Надо сказать, с жильем, вернее с его бронированием, в регионах дела обстоят не лучшим образом. В редакции несколько лет кряду при планировании командировок мы пользуемся услугами сервиса Booking, и осечек до этого случая ни разу не было. Впрочем, чем дальше от столицы, тем более независимым становится частный бизнес.
На подъезде к Рудному организован объезд по гравийному участку дороги – основное дорожное полотно закрыто на ремонт. Город встретил нас чистыми и просторными улицами, без пробок и толчеи. Правда, ввиду прихода жаркого летнего сезона и, как следствие, тотального использования кондиционеров перебои со светом здесь норма. Особенно радуют глаз указатели и вывески города. Например, как гласит одна из них: центральный рынок работает ежедневно, но выходной – воскресенье…
Переночевав в Рудном, мы отправились дальше. На выезде из города идет активный ремонт дороги, организованные объезды имеют некачественное покрытие – иногда это просто накатанная земля, иногда гравий с торчащими из-под земли наружу булыжниками. Ремонт продолжается вплоть до ж/д моста на 92-м километре трассы А-22. В районе поворота на село Елизаветинка уложено новое дорожное полотно, пока без разметки. Обочина дороги не укатана – рыхлый щебень, местами вперемешку с землей. Здесь наблюдается большое количество ограничивающих скорость временных знаков.
Примерно с 165-го километра этой трассы (в сторону Антоновки) идет полностью новое дорожное полотно с четкой разметкой. Установлен знак снятия предыдущих ограничений. Пересекая реку Тобол, трасса А-22 уходит на юг и тянется вдоль границы с РФ. За Денисовкой идет узкая дорога хорошего качества, установлены новые дорожные знаки (8–9 баллов). Местами уложенный на обочине сверх нормы грунт высыпается на проезжую часть – в таких условиях не стоит прижиматься к впереди идущему транспорту: велика вероятность получить отскочивший от колеса камень в лобовое стекло. Иногда встречаются поперечные наплывы на асфальте, но они невысокие.
С 203–204-го километра трассы А-22 начинается другое дорожное полотно, которое перестилалось некоторое время назад. Дорога относительно ровная, с хорошо читаемой разметкой и редкими поперечными швами (7–8 баллов).
После поворота на село Ливановка установлен муляж машины полиции. Издалека его запросто можно принять за настоящий автомобиль – это дисциплинирует. С 223-го километра идет старое дорожное полотно, местами подлатанное – качество дороги позволяет держать максимально допустимую скорость. На 247-м километре, в районе поворота на село Алтынсарино, установлен заправочный комплекс.
Далее идет неплохая дорога. По обеим ее сторонам продолжают тянуться посевные поля, наблюдается большое количество сельхозтехники. На выезде из населенного пункта Жайылма внимание на себя обращает незатейливая будка дорожной полиции, построенная непосредственно у дороги. Здесь же установлен знак «STOP» – будьте внимательны: при наличии такого знака водитель обязан совершить кратковременную полную остановку транспортного средства и пропустить движущийся по пересекаемой дороге транспорт. Дороги здесь хорошего качества, боковая разметка читается не везде (7–8 баллов).
На 353-м километре встретилась заправка «КазМунайГаз». К слову, недавний ребрендинг, проведенный компанией, до областей еще не добрался и большинство отдаленных заправок сохранили привычный вид и название. Примерно с 360-го километра местами на дороге встречаются участки с большими дырами в асфальте по соседству со свежими заплатами. Видимо, у рабочих, обслуживающих этот участок, руки до всех изъянов так и не дошли. Либо попросту не хватило асфальта…
Следующий неплохой дорожный сервис организован в районе села Карабутак – стоянки, столовые и заправки. Отсюда мы продолжили движение на запад по трассе М-32 (Е-38) в сторону города Хромтау. Постепенно температура «за бортом» поднялась до 36 градусов. Полуденное солнце разогрело трассу. На обочинах стали встречаться не только муляжи автомобилей дорожной полиции, но и муляжи коров.
1396-й километр трассы – старое дорожное полотно плохого качества. Ямы, ухабы и «качели» – все прелести разбитой, не обновляемой со временем дороги (5–6 баллов).
Добравшись до Актобе, решили устроить отдых и сдать ПЦР-тест, который, как нам пообещали в лаборатории «Олимп», будет готов на следующий день, аккурат ко времени пересечения российской границы. Не обманули – следующим утром результаты анализа пришли на почту, и мы двинулись через город Уральск к контрольно-пропускному пункту «Озинки». Рассказ об этом вы найдете в следующем номере журнала.
Следите за новостями пробега на нашем сайте и на страницах нашего издания в социальных сетях.
Текст: Дмитрий Саблин, фотоматериал редакции