Памяти «универсального гения»

Знатоки мотомира и любители классического направления в мотоциклостроении отмечают 150-летие со дня рождения Эрнста Ноймана-Неандера, применившего революционную технологию изготовления рамы из штампованной стали.

Этого человека отличало широкое дарование. Он проявил себя как артист кабаре, автогонщик и инженер, бизнесмен и дизайнер мотоциклов. В 1928 году он спроектировал уникальный байк, который стал прототипом хита того времени – мотоцикла Opel Motoclub. Идея Ноймана-Неандера построить мотоцикл на базе штампованной стальной рамы позволила сократить время сборки с 15–25 до 4 часов. Благодаря этому Opel смог предложить покупателям популярный продукт по выгодной цене и в достаточном количестве.

Мотоцикл Opel Motoclub выпускался с 1928 по 1930 год. Эта модель лишь небольшая часть наследия Эрнста Ноймана-Неандера, которая украшает коллекцию Opel Classic. Уникальный мотоцикл хранит память об «универсальном гении», родившемся 3 сентября 1871 года в Касселе (Германия). В 19 лет Эрнст уже успел стать успешным гонщиком. Помимо этого его знали как художника-карикатуриста и иллюстратора. Молодой человек проявил себя еще и яркими выступлениями в мюнхенских кабаре. Однако самым большим увлечением Эрнста Ноймана была техника. Его манили скорость и новые технологии. Свой первый мотоцикл энтузиаст построил в 1904 году. Нойман использовал его для прохождения горных подъемов и гонок на длинные дистанции, таких как Париж – Рим – Париж.

В 1908 году Эрнст Нойман основал рекламное агентство Ateliers Ernst Neumann für Moderne Reklame и одновременно стал работать над дизайном автомобильных кузовов. В начале 1920-х годов Нойман создал несколько проектов для производителей кузовов, в том числе для гессенской компании Kruck, тесно сотрудничавшей с Opel.

После Первой мировой войны многим казалось, что жизнь будет окрашена новыми яркими красками, что люди уже никогда не будут жить прежними мыслями. Это настроение всецело завладело и Эрнстом Нойманом, так, что он решил добавить к своей фамилии приставку «Неандер» – «Новый человек»». Название Neander приобрели и его мотоциклы, которые отличали элегантный дизайн, легкая конструкция, комфорт в движении и нестандартные технические решения.

На конкурсе изобретателей в Штутгарте в 1924 году мотоцикл Neander получил первый приз за наиболее прогрессивные улучшения. Примерно в то же время Эрнст Нойман-Неандер был гостем на Opel Rennbahn в Рюссельсхайме. Хозяином мероприятия был молодой Фриц фон Опель, внук основателя компании Адама Опеля. Он и Нойман-Неандер договорились об исключительной лицензии, и мотоцикл Neander с рамой из штампованной стали стал производиться и продаваться Opel.

Для улучшения ходовых характеристик мотоцикла его оснастили специально разработанным одноцилиндровым двигателем Opel объемом 500 куб. см с двумя вариантами выходной мощности – 16 и 22 лошадиные силы. Матовое серебро оцинкованного неокрашенного металла контрастировало с красным сиденьем, красными шинами и другими более мелкими деталями алого цвета. Это придавало мотоциклу неповторимый вид. Новая модель была представлена под названием «Мотоклуб». Выход на рынок сопровождался широкой рекламной кампанией, а цена байка была примерно на 10% ниже, чем у прочих машин Neander, которые также оставались в производстве. А еще для Opel Motoclub Нойманом была разработана коляска под названием Pioneer. Ее в то время можно было приобрести у многих дилеров Opel.

Биржевой крах на Уолл-стрит в 1929 году уничтожил компанию Neander и в 1930 году поставил точку в выпуске модели Opel Motoclub. Эрнст Нойман, однако, не сложил руки и продолжал разрабатывать новинки – правда, им было не суждено выйти в промышленном серийном исполнении. Наиболее известные проекты изобретателя в период 1934–1939 годов – это легкие гоночные четырехколесные машины, которые добились достойных результатов в автоспорте. В конце 1940-х годов уже пожилой Эрнст Нойман открыл последнюю главу своей насыщенной жизни и снова занялся живописью, за пять лет написав более 100 картин. До 1950 года Нойман-Неандер создал также множество мотоциклов и трициклов, но не для массового производства.

Эрнст Нойман-Неандер умер 13 ноября 1954 года в возрасте 83 лет, оставив после себя результаты необыкновенно многогранной работы – мотоциклы, автомобили, моторные яхты и картины.

Текст: Илья Фарбер, фотоматериал Opel

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × три =