Чем больше гонок проходит, тем яснее вырисовывается картина расстановки сил. Но какой бы быстрой ни была та или иная машина, порой только случай определяет, кто будет пить призовое шампанское, а кто утешаться лишь парой очков за девятое место.
Китай
Вторая пара сдвоенных гонок взяла старт на китайском автодроме близ Шанхая. В отличие от первых двух гонок уик-энд прошел на сухом асфальте, тем не менее были моменты, сделавшие гонку интересной и зрелищной.
Все началось еще в пятницу, с шин. Всего несколько гонщиков смогли найти правильный подход к резине и выбрать удачную стратегию. К примеру, пилоты Mercedes, Lotus и Ferrari решили откатать традиционную схему, они в третьем сегменте использовали мягкие шины и заняли три первых стартовых ряда. А RedBull и McLaren и вовсе не стали устанавливать время в третьей сессии, чтобы иметь возможность выбора типа резины на старте гонки.
В итоге, первая семерка пилотов стартовала на мягких шинах, а большинство оставшейся части пелетона – на жесткой. Льюис Хэмильтон завоевал поул в субботу и сохранил лидерство, а стартовавший вторым Кими Райкконен откатился назад. На второе и третье места вышли пилоты Ferrari. Вскоре они смогли опередить гонщика Mercedes и возглавили гонку. Однако первой шестерке в полном составе пришлось отправиться в боксы за более жестким комплектом резины. В лидеры вышли Баттон, Феттель и Хюлькенберг – гонщики, следующие иному варианту стратегии.
Далее гонка перешла в тактическую фазу. Пилоты, стартовавшие на мягком комплекте, были явно быстрее. А те, кто предпочел оставить мягкий состав на финиш гонки, разыгрывали свою карту и даже не пытались бороться с более быстрыми машинами.
В это время во второй половине пелетона происходили более зрелищные события. Эстебан Гутьерес, не рассчитав дистанцию на торможении после прямой, выбил из борьбы Адриана Сутила. Не заканчивались и проблемы Марка Уэббера. В субботу он был вынужден остановиться на трассе из-за нехватки топлива и в итоге стартовал с пит-лейна, а уже по ходу гонки столкнулся с Вернем и был вынужден отправиться в боксы за новым антикрылом. Там ему по ошибке не затянули правое заднее колесо, и уже на следующем круге австралиец был вынужден сойти. За эти эпизоды были начислены штрафы: Гутьересу и Уэбберу – 3 и 5 позиций на старте в Бахрейне, а RedBull наказали на 5000 евро.
Ко времени последнего пит-стопа сложилась ситуация, при которой Алонсо лидировал с серьезным преимуществом. За ним следовали Феттель, Райкконен и Хэмильтон. За пять кругов до финиша Себастьян получил свежий комплект мягких шин и взял невероятный темп. За четыре круга до финиша он отставал от Хэмильтона на 12 секунд. Отыграть такое отставание казалось нереальным. Но к началу последнего витка по трассе Хэмильтон был уже в зоне досягаемости Феттеля. И лишь чудом британец смог удержаться впереди и занять третье место. Победу же одержал Алонсо, она стала для него 31-й в карьере. Второе место занял Райкконен.
Бахрейн
Успех испанца внушил уверенность как его болельщикам, так и букмекерам. Перед стартом в Бахрейне именно его считали главным претендентом на победу, и пятничные практики, где Алонсо и Масса занимали первые строчки, это подтверждали. Но, как выяснилось позже, пятничные свободные заезды были не очень показательными.
В субботу лучшим временем отметился Нико Росберг, завоевавший второй подряд поул для Mercedes. Далее расположились Себастьян Феттель и Фернандо Алонсо. А после того как завоевавшие четвертое и пятое места Льюис Хэмильтон и Марк Уэббер получили свои наказания (первый за смену коробки передач, а второй за столкновение в Китае), на четвертое стартовое место поднялся Фелипе Масса.
На старте Нико Росберг смог сохранить лидерство, а Фернандо Алонсо протиснулся вперед Феттеля, но Себастьян не собирался сдаваться и уже на первом круге вернул себе первое место. Вскоре его атакам подвергся и Нико Росберг. После недолгих баталий пилот RedBull вышел вперед, а следовавший за ними Алонсо начал испытывать проблемы с DRS, которые стали лишь началом «33 несчастий» Ferrari на этом этапе. Крыло заклинило в открытом положении, а продолжать движение в таком состоянии было запрещено правилами. Испанец свернул в боксы, где ему устранили неисправность. На следующем круге она возникла вновь. Фернандо снова заехал к своим механикам, и они снова закрыли крыло, но теперь оно уже не открывалось, и, оказавшись в самом хвосте пелетона, Алонсо был вынужден прорываться наверх без DRS, что серьезно осложняло задачу. Тем временем его напарник был вынужден совершить столько же остановок в боксах, но уже по другой причине: на болиде Массы дважды лопалось правое заднее колесо. Таким образом, Ferrari вышли из игры.
А вот гонка лидера выглядела довольно скучно. Феттель просто наращивал отрыв от соперников. На некотором отдалении от него следовали два пилота Lotus и Пол ди Реста. Эта процессия выглядела довольно уныло. Кто действительно веселил публику, так это пилоты McLaren, Mercedes и Марк Уэббер. Они на протяжении почти всей дистанции шли плотной группой и отчаянно сражались за позиции. Особенно ожесточенными получились бои между напарниками по McLaren. Серхио Перес, которого немало критиковали за недостаточную агрессивность, похоже, внял упрекам и на этот раз действовал беспощадно. Баттон даже просил команду, чтобы она успокоила мексиканца, но Серхио не унимался, и дошло даже до контакта, в котором он повредил переднее антикрыло.
А пока болельщики наблюдали за этим зрелищем, Феттель одержал 28-ю победу в карьере. На подиум вместе с ним, как и в прошлом году, поднялись Райкконен и Грожан.
Гран-при Китая |
Гран-при Бахрейна |
1. Фернандо Алонсо «Ferrari» 2. Кими Райкконен «Lotus» + 10,168 3. Льюис Хэмильтон «Mercedes» + 12,322 4. Себастьян Феттель «RedBull» + 12,525 5. Дженсон Батон «McLaren» + 35,285 6. Фелипе Масса «Ferrari» + 40,827 7. Даниэль Риккардо «ToroRosso» + 42,691 8. Пол ди Реста «Force India» + 51,084 9. Роман Грожан «Lotus» + 53,423 10. Нико Хюлькенберг «Sauber» + 56,598 |
1. Себастьян Феттель «RedBull» 2. Кими Райкконен «Lotus» + 9,111 3. Роман Грожан «Lotus» + 19,507 4. Пол ди Реста «Force India» + 21,727 5. Льюис Хэмильтон «Mercedes» + 35,230 6. Серхио Перес «McLaren» + 35,998 7. Марк Уэббер «Red Bull» + 37,244 8. Фернандо Алонсо «Ferrari» + 37,574 9. Нико Росберг «Mercedes» + 41,126 10. Дженсон Батон «McLaren» + 46,631 |
Личный зачет |
|
1. Себастьян Феттель «RedBull» 77 2. Кими Райкконен «Lotus» 57 3. Льюис Хэмильтон «Mercedes» 50 4. Фернандо Алонсо «Ferrari» 47 5. Марк Уэббер «RedBull» 32 6. Фелипе Масса «Ferrari» 30 7. Роман Грожан «Lotus» 26 8.Пол ди Реста «Force India» 20 9. Нико Росберг «Mercedes» 14 10. Дженсон Батон «McLaren» 13 |
О трассе
Китай
«Автодром, построенный близ Шанхая, является ярким примером трасс нового поколения. Трек стал одним из творений Германа Тильке и заслужил высокую оценку пилотов и болельщиков. Конфигурация трассы, по задумке архитектора, повторяет формы китайского иероглифа «Шан» – первого из двух иероглифов, составляющих название города. Такое решение со стилизованными в китайских традициях трибунами создает неповторимый колорит. Не бывает на трассе скучно и гонщикам. Ни один из 16 поворотов китайской трассы не похож на другой. В числе самых известных можно назвать первый, закручивающийся в виде улитки, и профилированный тринадцатый, выводящий на невероятно длинную прямую. Все это разнообразие уместилось на трассе длиной 5451 м. Чтобы преодолеть дистанцию гонки, пилотам необходимо совершить 56 витков. Но можно с уверенностью сказать, что каждый из них доставляет всем особенное удовольствие».
Бахрейн
«После прохладного Китая Формула-1 переехала в теплые края. Гонка на автодроме Сахир появилась в календаре автогонщиков в 2004 году. В 2010-м году конфигурация трассы была изменена. Тогда многие неодобрительно отзывались о новой секции кольца, и в 2012-м организаторы решили вернуться к привычной конфигурации.
Поскольку автодром построен посреди пустыни, в начале гоночного уик-энда гонщикам приходится расчищать асфальт от нанесенного песка. Чтобы решить эту проблему, организаторы даже пытались обрабатывать окрестные барханы специальным клеящим веществом. Другим серьезным вызовом является погода. Так, в 2004 году прошла одна из самых жарких гонок (наряду с гран-при США в 1984 г.), когда температура в тени переваливала за 40 градусов. В столь непростых условиях гонщикам пришлось преодолеть 57 кругов длиной в 5412 м, покрыв дистанцию 308 км».
Текст: Георгий Турчак
Фотоматериал: команд, спонсоров и производителей.