«То, что три трассы, на которых прошли финальные этапы сезона 2012 года, закручены против часовой стрелки, не смогло изменить тенденции, которые наблюдались в последнее время, и Себастьян Феттель смог выиграть третий подряд чемпионский титул. Хотя в какой-то момент казалось, что удача отвернулась от немца».
Чем меньше гонок остается до финиша сезона, тем напряженней становятся ситуации, до этого казавшиеся совсем незначительными. Однако гонке в Абу-Даби не понадобилось дополнительных факторов, чтобы стать одной из самых захватывающих в сезоне.
Началось все еще в субботу, когда стюарды вызвали к себе Себастьяна Феттеля, который квалифицировавшись третьим, не смог самостоятельно добраться до боксов и остановил болид на трассе. Представители FIA не собрали достаточного количества топлива из болида немца для проведения анализа, и, как и требуют в данном случае правила, Себастьян был исключен из протокола квалификации и отправлен в конец стартовой решетки. Это дало отличный шанс его основному сопернику в Чемпионате отыграться. Фернандо Алонсо стартовал шестым.
С самого старта Феттель начал свой прорыв наверх. Немало помогли ему и выезды машины безопасности, которых в этот раз было в два раза больше, чем за три предыдущих гонки в Абу-Даби. А тем временем Льюис Хэмильтон, стартовавший с поула, наращивал отрыв, пока на его McLaren не возникли проблемы с подачей топлива, вынудившие его остановить свой болид. На первую позицию вышел Кими Райкконен и уже никому ее не отдал, хотя на последних кругах его серьезно прессинговал Фернандо Алонсо, отыгравший четыре позиции по ходу гонки. Они и заняли первое и второе места. К счастью для болельщиков Red Bull и к сожалению для фанатов Ferrari, на нижнюю ступень подиума поднялся Себастьян Феттель, который в невероятном темпе пробился с последнего места.
Во время гран-при США преимущество Феттеля стало уже подавляющим. Он выиграл все сеансы свободных заездов и квалификации, хотя Льюис Хэмильтон все время был неподалеку. Что же до второго претендента на титул, то Фернандо Алонсо, как и вся Ferrari в целом, выглядели скверно. Фернандо квалифицировался девятым, а Масса седьмым. Однако оба выиграли по одному месту за счет наказания Грожана за смену коробки передач. Но радости от этого было мало. Все потому, что оба пилота «Скудерии» переместились на четную сторону стартового поля, а это грозило серьезными потерями на старте. В результате было принято стратегическое решение. На коробке передач болида Массы сорвали пломбу. В результате бразилец получил штраф и отправился на 11-ю стартовую позицию, а Алонсо переместился на 7-е место и вновь попал на чистую сторону стартового поля. Решение было спорным с этической точки зрения, но абсолютно законным с юридической.
Как бы то ни было, но старт, и правда, вчистую выиграли гонщики, стартовавшие с нечетных позиций. Хэмильтон уступил вторую позицию Уэбберу, а на четвертое место вышел Алонсо. Но гегемония Red Bull продолжалась недолго. Хэмильтон в этот день был явно быстрее. Сначала он без особых проблем сломил сопротивление Уэббера, а затем начал наседать на Феттеля. Но резина вскоре пришла в негодность, и атаки пришлось отложить. Тем временем позади этой дуэли на трассе остановился Марк Уэббер – отказал генератор. Алонсо вышел на третью позицию. Лидеры совершили свои пит-стопы, и Льюис возобновил атаки. На этот раз ему поспособствовал пилот HRT, при обгоне которого на круг Феттель потерял некоторое время. Этим и воспользовался Хэмильтон, выйдя в лидеры. В таком порядке они и приняли финиш: Хэмильтон, Феттель и отставший на 30 секунд Алонсо.
Прогноз погоды обещал дождевую гонку в Сан-Паулу, что грозило массой неприятностей гонщикам и первоклассным шоу для болельщиков. Так и произошло, хотя в пятницу и субботу было сухо. Квалификацию выиграли пилоты McLaren, опередив своих конкурентов из Red Bull. Феттель стартовал четвертым, Алонсо – седьмым. Старт прошел явно не в пользу действующего чемпиона. Сначала Феттель потерял несколько позиций, а затем его и вовсе развернуло после удара со стороны Сенны. Немец откатился на последнее место, в то время как лидировали два McLaren, а третьим ехал Масса. Однако очень скоро начал усиливаться дождь, который накрапывал еще до старта. Почти все гонщики один за другим бросились в боксы за промежуточной резиной. Остались лишь двое – Баттон и Хюлькенберг. Они и получили преимущество, когда дождь кончился и все вновь стали переходить на слики. Но их преимущество было сведено на нет выездом машины безопасности. После рестарта началась жесткая борьба, в результате которой Баттон потерял лидерство. Однако вскоре он его вернул, когда ехавшие перед ним Хэмильтон и Хюлькенберг столкнулись. Один после этого выбыл, второй откатился назад. Что до претендентов на титул, то они планомерно прорывались вперед. После трех четвертей дистанции Алонсо был третьим, а Феттель восьмым. Такой расклад устраивал Себастьяна.
И даже то, что вскоре Масса, шедший вторым, пропустил вперед напарника, не изменило положения дел. Для завоевания титула гонщику Ferrari нужно было, чтобы Феттель откатывался назад, или следовало постараться догнать Баттона, идущего первым. Однако Дженсон был в 20 секундах впереди. А когда за два круга до финиша разбил свой болид Пол ди Реста и на трассу вновь выехал автомобиль безопасности, в Red Bull могли начинать праздновать победу.
Абу-Даби |
США |
1. Кими Райкконен «Lotus» 2. Фернандо Алонсо «Ferrari» 3. Себастьян Феттель «Red Bull» 4. Дженсон Баттон «McLaren» 5. Пастор Мальдонадо «Williams» 6. Камуи Кобаяши «Sauber» 7. Фелипе Масса «Ferrari» 8. Бруно Сенна «Williams» 9. Пол ди Реста «Force India» 10. Даниэль Риккардо «Toro Rosso» |
1. Льюис Хэмильтон «McLaren» 2. Себастьян Феттель «Red Bull» 3. Фернандо Алонсо «Ferrari» 4. Фелипе Масса «Ferrari» 5. Дженсон Баттон «McLaren» 6. Кими Райкконен «Lotus» 7. Роман Грожан «Lotus» 8. Нико Хюлькенберг «Force India» 9. Пастор Мальдонадо «Williams» 10. Бруно Сенна «Williams» |
Бразилия |
Итоги чемпионата |
1. Дженсон Баттон «McLaren» 2. Фернандо Алонсо «Ferrari» 3. Фелипе Масса «Ferrari» 4. Марк Уэббер «Red Bull» 5. Нико Хюлькенберг «Force India» 6. Себастьян Феттель «Red Bull» 7. Михаэль Шумахер «Mercedes» 8. Жан-Эрик Вернь «Toro Rosso» 9. Камуи Кобаяши «Sauber» 10. Кими Райкконен «Lotus» |
1. Себастьян Феттель «Red Bull» – 281 2. Фернандо Алонсо «Ferrari» – 278 3. Кими Райкконен «Lotus» – 207 4. Льюис Хэмильтон «McLaren» – 190 5. Дженсон Баттон «McLaren» – 188 6. Марк Уэббер «Red Bull» – 179 7. Фелипе Масса «Ferrari» – 122 8. Роман Грожан «Lotus» – 96 9. Нико Росберг «Mercedes» – 93 10. Серхио Перес «Sauber» – 66 |
О трассе
Абу-Даби
Автодром в главном эмирате ОАЭ уже в четвертый раз принял у себя этап Формулы 1. Но, несмотря на это, виды Яс-Марины ни капельки не приедаются даже самым взыскательным зрителям. Денег на автодром не жалели, и в итоге стоимость проекта перевалила отметку в 9 нолей. Но средства были потрачены не зря. Гран-при Абу-Даби стал первым, старт которого проходит при естественном освещении, а финиш – при свете прожекторов. Не может не радовать и высочайший уровень инфраструктуры. Но вот с чем возникают проблемы, так это со зрелищностью. Автодром получился не очень пилотажным и обгонным. Однако это не мешает уже который год проводить там увлекательные гонки.
США
Трасса в Остине стала темной лошадкой сезона 2012 года. Сообщения о строительстве трека приходили самые противоречивые. Но в конце концов дебютная гонка в штате Техас состоялась. Хотя до уровня автодрома в ОАЭ организаторы не дотянули, все основные элементы инфраструктуры были смонтированы в срок. Правда, пришлось обойтись без излишеств. Как и на любой новой трассе, в начале уик-энда гонщикам пришлось расчищать дорожное полотно от пыли. Соответственно в полной мере оценить оригинальную конфигурацию трассы удалось лишь в субботу. Но серьезных нареканий, кроме чрезмерно скользкого асфальта, не возникло, а значит, можно сказать, что достойный преемник богатых традиций американской гонки найден.
Бразилия
В отличие от двух предшествующих гонок, гран-при Бразилии в Интерлагосе уже является ветераном формульного календаря. И за те двадцать с лишним лет, что трасса присутствует в Чемпионате, она успела полюбиться гонщикам и болельщикам за неповторимую конфигурацию и непредсказуемую погоду. Чего только стоил финал сезона 2008 года. Нельзя забывать и о невероятном настрое болельщиков, которые вновь поддерживали своего земляка Фелипе Массу. Но все эти преимущества оттеняются не самым высоким уровнем оснащенности трассы. Да и криминогенная обстановка в Сан-Паулу оставляет желать лучшего. Но все это остается в прошлом, как только гаснут красные огни светофора.
Текст: Георгий Турчак
Фотоматериал: команд, спонсоров и автопроизводителей