Современных людей можно условно разделить на две категории: на тех, чье сердце начинает учащенно биться при звуке ревущего мотора, и тех, кто может оставаться к этому рычанию равнодушным. Если вы склонны причислять себя к первым, то наш рассказ именно для вас. Впрочем, и совершенно безразличные к автоспорту люди, решив почитать, наверняка тоже что-нибудь почерпнут для себя, ведь речь мы поведем не столько об автоспорте, сколько об автомобильном мире и людях, в нем обитающих.
В мировом автоспорте его разнообразная жизнь, как правило, меряется этапами, кубками и прочими соревнованиями, где бурлят настоящие страсти, вершатся судьбы, открываются легендарные Имена. Каждая приходящая новость традиционно бурно обсуждается в Интернете, становится предметом восхищения для одних и огорчает других. Огромные средства ежегодно тратятся международными компаниями на спонсирование команд, и в некоторых случаях вхождение в число спонсоров престижных соревнований равнозначно вступлению в особый элитный клуб, где завязываются новые деловые отношения, возникает совместный бизнес. В этом большом мире автогонок постсоветское пространство, а ныне СНГ, традиционно было представлено очень слабо.
Ситуация заметно изменилась в последние годы, когда бизнесмены и национальные компании, работающие на зарубежных рынках, начали постепенно приходить к пониманию того, что большой спорт обладает огромным маркетинговым потенциалом. Теперь мы все хорошо знаем об успехах нашей команды «АСТАНА» в ралли «Париж–Дакар», о достижениях российской команды «Marussia» в гонках Формулы-1. Все это становится возможным благодаря участию отечественных бизнесменов и поддержке крупных национальных компаний. Об участии одной из них в мировой серии «Formula Renault3,5» мы хотели бы сегодня рассказать.
Для компании «Газпромнефть Смазочные Материалы», производителя моторных масел G-Energy, поддержка российского автоспорта – дело привычное. Под ее патронажем проводятся различные локальные соревнования, спонсируются отдельные команды. Но 2012 год ознаменован для «Газпромнефть СМ» вхождением в мировой автоспорт в качестве спонсора российско-французской команды RFR-TEAM, за плечами которой многолетний опыт участия в серии «Formula Renault3,5». В этом году, благодаря сотрудничеству с «Газпромом», техническая база команды подверглась серьезной модернизации, а также поменялся ее технический персонал. В качестве первого пилота в команду был приглашен опытный российский гонщик Михаил Алешин, в личном спортивном багаже которого множество серьезных соревнований и побед, в том числе первое место в чемпионате серии «Formula Renault 3,5» в 2010 году. Михаил стал первым российским спортсменом, завоевавшим этот титул, и в качестве поощрения привлекался Renault в Формулу-1 на место тестового пилота. После состязаний на трассе Абу-даби с командами Red Bull, McLaren и другими Михаил привез шестой результат, что, учитывая температурную нестабильность трассы и техническую сложность болидов Формулы-1, для российского спортсмена, безусловно, превосходный результат.
Серия гонок «Renault 3,5» появилась в результате объединения двух чемпионатов – «Еврокубка Renault V6» и мировой серии Nissan – в единый чемпионат, который имеет на сегодняшний день девять этапов и проводится уже седьмой год подряд на знаменитых европейских трассах, известных по Формуле-1. Примечательно, что в 2012 году, как уже знают многие любители автоспорта, один из этапов этой серии прошел на подмосковной трассе «Moscow Raceway», где собралось рекордное, по меркам этой серии, число болельщиков – 80000 человек!
В разное время болиды серии «Renault 3,5» претерпевали различные изменения, и теперь для всех команд-участниц действует единый регламент, по которому на машины устанавливается V-образный 8-цилиндровый двигатель фирмы Zytek, объемом 3,4 л, мощностью 550 л.с., агрегатированный с 6-ступенчатой полуавтоматической коробкой передач Ricardo. Кузов болида выполняется из карбона и в снаряженном состоянии весит порядка 610 кг. Примечательно, что все автомобили команд абсолютно идентичны, и инженерам категорически запрещается вмешиваться в конструкцию двигателей и шасси. Победа в гонке, таким образом, напрямую зависит от умения пилота и команды выбирать стратегию, справляться с трудностями трассы и, конечно же, от механиков, проводящих настройки болида.
Традиционно гонки мировой серии принято считать преддверием королевы автоспорта – Формулы-1. Многие пилоты, прошедшие такую практику, в последующем становятся тестовыми пилотами Формулы-1, попадают в основной состав команд. Для примера можно назвать громкие имена Фернандо Алонсо и Роберта Кубицы, в спортивной карьере которых сегодня не одна победа.
Гонки мировой серии Renault традиционно проводятся в выходные дни и примечательны еще тем, что вполне лояльно относятся к зрителям, давая им возможность окунуться в атмосферу автоспорта, побывать в тех местах, куда на других соревнованиях вход посторонним строжайше запрещен. Речь идет, конечно же, о «пит-лейне», где команды проводят автограф-сессии, раздают сувениры и общаются с болельщиками.
Благодаря компании «Газпромнефть СМ» нам удалось побывать на одном из этапов серии «Renault 3,5» и пообщаться с пилотами и сотрудниками российской команды RFR-TEAM лично.
Сильверстоун
Субботним утром трасса встретила нас традиционной для Британии капризной погодой. На пит-лейне вовсю хлопотали механики, внося последние коррективы в настройки болидов, а маршалы в ожидании первой квалификации разбились на небольшие группки и вели меж собой оживленную беседу. Короткий, но информативный брифинг в зале для прессы разделил наше пребывание на трассе на «можно» и «нельзя», и мы отправились смотреть квалификацию.
Для российской команды первый день гонок складывался не очень удачно. На предыдущих этапах серии команда уже имела технические проблемы с автомобилями, и ощущение того, что именно техника является причиной неудач, в Сильверстоуне усилилось.
Накануне квалификации на тренировочных заездах болид второго пилота Антона Небылицкого получил повреждение днища кокпита в зоне крепления ремней безопасности и был снят представителями организаторов с соревнований. После чего Алешин был вынужден отстаивать честь команды в одиночку.
У Михаила все поначалу складывалось удачно. Четвертое место по итогам тренировочных заездов позволяло надеяться на хорошие результаты, но второй заезд принес уже 15-е место. Впрочем, тренировки для того и нужны, чтобы пилот прочувствовал трассу и опробовал настройки болида.
Субботняя квалификация принесла спортсмену 8-е место на позиции. После старта Михаил уверенно держался в числе лидирующей группы, пока не произошло столкновение с болидом Артура Пике по вине последнего. Пока Алешин менял распоротое в баталиях заднее колесо, на трассе происходили массовые сходы и завалы, что само по себе стало неординарным событием и неожиданностью для многих команд. Дело в том, что на этой трассе нет больших возможностей для обгона – в основном все решает квалификация. Нет на ней и резких перепадов уровня, как нет и непредсказуемых участков, но сюрпризы, которые преподносит командам погода, таят в себе ничуть не меньше опасностей, чем городская трасса Монако или, к примеру, головокружительные карусели Нюрбургрина. Субботний старт это доказал в очередной раз. Команды стартовали на сликах, и в определенный момент трассу накрыла полоса дождя. Не ожидавшие такого подвоха пилоты на гладкой, как арбуз, резине не могли справляться с управлением даже на скорости 50–60 км/ч. На трассу выпустили пейс-кар.
После боксов наш пилот шел уже 15-м и после нескольких удачных проходов соперников уверенно вошел в группу лидеров. Но технические проблемы и в этот раз настигли команду. Машина Алешина просто встала на трассе – отказала электроника. И, что особенно обидно, случилось это на последнем круге.
Механики Renault чуть позже какими-то чудесными заклинаниями запустили двигатель, не понимая и не объясняя техникам команды причин поломки. Но драгоценные очки уже были потеряны. В субботу состоялась и вторая квалификация, принесшая нашему спортсмену 7-ю позицию на старте.
В воскресное утро, как и полагается для мировой серии, трасса принимала гостей. Все желающие взять у спортсменов автографы или разжиться очередным сувениром выстроились в огромные очереди, остальным же предлагались развлечения на любой вкус: от управления миниатюрными болидами до прыжков с «тарзанки». Конечно же, проходило все это под аккомпанемент ревущих моторов и освежалось улыбками симпатичных девушек-промоутеров.
Тем временем на трассе продолжилась борьба, и удачный старт Алешина в этот день сулил хорошие результаты для команды «Газпрома». Постепенно, проход за проходом, атака за атакой Алешин пробился на 4-ю позицию, и все говорило о том, что он однозначно закончит соревнования на подиуме, но злой рок опять вмешался в судьбу команды, и на подступах к финишу двигатель болида очередной раз заглох.
Нам, журналистам, находящимся на пит-лейне, были слышны возгласы отчаяния членов команды G-Energy, следивших за продвижением спортсмена на трассе по мониторам. Да что там говорить, мы и сами были в шоке: гонка по независящим от спортсмена причинам закончилась для команды неудачей. Впрочем, впереди расследование регулярных неполадок, для которого будут привлечены инженеры команды и представители Renault. Возможно, это прояснит причину постоянных поломок болида. Тем не менее чемпионат продолжается, и, судя по боевому настроению наших пилотов, борьба за призовые места все же не прекратится.
Между заездами нам удалось пообщаться с ведущим пилотом команды RFR Михаилом Алешиным и задать ему несколько вопросов.
— Михаил, все помнят вашу блистательную победу в мировой серии, с чем связано возвращение?
— Честно говоря, я вернулся в мировую серию исключительно из-за российской команды. Сложно добиться лучших результатов, чем получить чемпионский титул, и если бы в этом году российской команде не удалось зайти в серию, меня бы здесь, скорее всего, не было. Я принял вызов еще и потому, что этот проект не одного года, и в перспективе планируется создание серьезной основы для роста и практики российских пилотов и техников. Наверное, для вас это будет открытием, но в нашей стране нет ни одного механика, умеющего обслуживать болиды, не говоря уже об инженерах, способных работать с такими двигателями. Над этим нужно работать.
— Как вы планируете дальнейшее развитие своей карьеры? Чувствуете ли в себе потенциал для участия в Формуле-1?
— При благоприятном развитии событий я хотел бы принять участие в Формуле-1, и, если появится такая возможность, я ей обязательно воспользуюсь. Тем более что регулярно поступают предложения от команд. Что касается моего потенциала, то я вырос на трассе, и когда машина настроена правильно, я еду быстро, и в этом не раз могли убедиться болельщики мировой серии. Все дело за спонсорами, которые постепенно начинают понимать огромные возможности автоспорта с точки зрения имиджа.
Все со временем придет. Когда-то мы не могли подумать о том, что в мировой серии у России будет своя команда, – теперь она есть. Мы и не мечтали о том, что в России пройдет один из ее этапов, – он уже прошел. В 2014 году планируется проведение этапа Формулы-1. Все потихоньку развивается, нужно просто работать и набраться терпения.
— Как вы готовитесь к соревнованиям? Что способствует поддержанию спортивной формы?
Конечно же, режим сна и питания и тренировки между этапами. Причем я считаю, что в гонках, учитывая ограниченное пространство кокпита, ключевую роль играет не мышечная масса, дающая ненужный вес, а сила мышц и выносливость. Исходя из этих убеждений, я и подбираю упражнения для своих тренировок. А в дни гонок ни о каких тренировках я не думаю – полностью сосредотачиваюсь на соревнованиях.
— Как вы оцениваете результаты команды RFR в текущем чемпионате?
Не все, что мы хотели, у нас получилось, и мы имели массу технических проблем, но чемпионат еще не закончился, и подводить какие-либо итоги рано. Вместе с этим, уже в том, что проект состоялся, есть огромная победа людей, причастных к команде. Если говорить о составе команды, то постепенно, с появлением грамотных техников из России мы будем интегрировать в команду и российский персонал.
— А какой вы водитель в реальной жизни? На чем ездите? Бывает, что спорите на дороге?
Я стараюсь никогда не ослаблять самоконтроль, тем более это касается дороги. На трассе есть, куда выплеснуть адреналин, и поэтому, наверное, на дорожные споры его не остается. Езжу я на Cadillac Fleetwood и исключительно по правилам (смеется).
ДОСЬЕ
«Газпромнефть Смазочные Материалы»
Создав это дочернее предприятие в 2007 году, «Газпром» выделил производство автомобильных и индустриальных масел в отдельное направление, которое получило бурное развитие в наши дни. Компания выпускает на базе производственных мощностей, расположенных в России, Сербии и Италии, моторные масла под брендами G-EnergyG-Profi и SibiMotor, среди которых масла для легкового транспорта и смазочные материалы, рассчитанные на большегрузную технику. Всего же в ассортименте компании насчитывается порядка 400 наименований всевозможных масел и смазок, и поставляются они в 35 стран мира, в том числе и в Казахстан. По данным на 2008 год, компания заняла 14-е место в мировом рейтинге производителей моторного масла по объему проданной продукции.
G-energy
Напомним, что моторные масла G-energy производятся компанией «Газпромнефть СМ» в итальянском городе Бария на базе предприятия GazpronneftLubricantsS.P.A. Вся продукция завода проходит тщательный многоуровневый контроль качества, а базовые масла и все компоненты, используемые при производстве, одобрены ведущими европейскими производителями. Кроме этого, масла G-energy имеют допуски от американских и азиатских автопроизводителей.
В линейке премиальных масел G-energy есть масла, рассчитанные как на подержанные двигатели, имеющие солидный пробег, так и на новые, ультрасовременные силовые агрегаты со сложными системами впрыска.
Текст: Дмитрий Саблин
Фотоматериал: автора и команды RFR