«Дакар-2013» стал серьезнейшим испытанием для команды «Астана». После прошлогодних успехов нас ждали серьезные трудности, а порой, даже горькие разочарования. Но вся команда боролась до последнего и в итоге была вознаграждена. Ведь даже просто финишировать на «Дакаре» – это уже серьезное достижение.
В январе этого года прошел 34-й трансконтинентальный ралли-марафон «Дакар». Казахстанская команда «Астана» вновь приняла участие в этой крупнейшей международной внедорожной гонке и даже расширенным составом. Но, к сожалению, не всем нынешним участникам улыбнулась удача.
Ралли «Дакар» имеет богатую историю, а его имя уже давно стало нарицательным. И хотя минуло уже пять лет, как гонка кардинально поменяла место проведения, бренд «Дакар» и его организаторы остались неизменными. Как и в предыдущие 4 года, маршрут нынешнего «Дакара» был проложен по территории Южной Америки. Участники проехали более восьми с половиной тысяч километров, побывав на территории трех государств: Перу, Аргентины и Чили. Что касается стран, которые имели свое представительство на «Дакаре», то их число в этом году перевалило за 50. На пути участников встречались безжизненные пустыни, горные перевалы, песчаные дюны и многое другое. Не всем удалось преодолеть эти испытания, но те, кто прибыл к финишу, могут собой гордиться.
В 2013 году гонка стартовала там же, где год назад финишировала. В путь гонщиков провожала перуанская столица Лима. Накануне главных событий, 4 января, гонщикам предстояло пройти технический контроль. С этим успешно справились все четыре казахстанских экипажа. В этот раз у команды «Астана» было вдвое больше участников, чем в 2012. Главной надеждой команды, да и всей республики, был экипаж КАМАЗа в составе гонщика Артура Ардавичуса, штурмана Алексея Никишева и механика Нурлана Турлыбаева. Стартовали они под номером 517. Напомним, что именно они в прошлом году смогли подняться на третью ступень пьедестала почета среди грузовиков. Помимо них, в этот раз на старт «Дакара» вышли еще и три внедорожника. Два экипажа в составе пилота Айдына Рахимбаева и штурмана Габдуллы Ашимова, а также пилота Бауржана Исабаева и штурмана Дмитрия Югая вышли на старт на прототипах М440. Их стартовыми номерами были 410 и 409, соответственно. Еще один экипаж составили гонщик Андрей Чередников и штурман Альберт Хорн на прототипе GForce под номером 406.
5 января, когда гонщики проехали первые километры боевой дистанции, был, скорее, тренировочным, нежели боевым. Всего 13 километров длился спецучасток, всю остальную дистанцию дня составлял лиазон. КАМАЗ команды «Астана» сразу попал в первую десятку, заняв девятое место. Внедорожники расположились в промежутке между 129 и 149 местами. Второй день соревнований был сопряжен с реальными испытаниями: экипаж «Астаны» на КАМАЗе столкнулся с неисправностями турбины наддува. Из-за этого пришлось терять драгоценное время. Но команда была настроена весьма решительно, и наверняка именно это помогло ей за одну ночь устранить неисправность и той же ночью совершить несколько тестовых выездов, чтобы убедиться, что все работает как надо. На следующий день автомобиль был в полной боевой готовности. Непросто пришлось и экипажу в составе Айдына Рахимбаева и Габдуллы Ашимова. У них отказал передний мост – в результате пришлось совершить технический финиш. Немало времени было потрачено, но в 5 утра следующего дня экипаж тронулся в путь, чтобы «собрать» контрольные точки предыдущего дня, после чего продолжил движение по маршруту вместе с остальными. Этот день оказался весьма удачным. Экипажи «Астаны» решили технические проблемы и смогли улучшить свое положение в гонке.
Такая же тенденция наблюдалась и в пятый день гонки. Снова были выиграны позиции, и команда имела оптимистичный настрой. Но затем настал злосчастный шестой этап. Мотор КАМАЗа, который ранее уже испытывал проблемы с давлением в турбине, снова напомнил о себе. Турбина отказала, и двигатель просто не выдержал нагрузки. Команде не оставалось ничего, как сойти с дистанции. На тот момент экипаж под управлением Артура Ардавичуса уступал всего лишь 20 минут КАМАЗу Эдуарда Николаева, который через 10 дней одержал победу в классе грузовиков. Но на этом беды «Астаны» на шестом этапе не закончились. Технические проблемы вынудили сойти с дистанции и экипаж под номером 406 в составе Андрея Чередникова и Альберта Хорна. В итоге, ответственность, которая лежала на плечах двух оставшихся в строю экипажей, увеличилась вдвое.
И на следующем этапе гонщики вполне с ней справились, хотя седьмой этап оказался весьма непростым. Гонщики пересекли границу и переместились из Перу в Аргентину. Но не это стало главной трудностью. Проливной дождь, который обрушился на трассу во время ее прохождения, превратил небольшой ручеек в настоящую реку, преодолеть которую было многим не под силу. В итоге, организаторы отменили часть спецучастка, а мотоциклы и внедорожники пустили по другой трассе. После всех этих перипетий казахстанские экипажи занимали 50-е и 69-е места. Прохождение спецучастка восьмого этапа было также отменено из-за ливня. В результате, позиции экипажей не изменились, а после прибытия в бивуак, гонщиков ждал долгожданный день отдыха.
Первый день после отдыха сразу начал испытывать экипажи на прочность. К сожалению, одному из экипажей «Астаны» в результате технических проблем пришлось сойти с дистанции. Дело было так. Экипаж под номером 410 (Рахимбаева и Ашимова) нагнал одного из соперников на оранжевом багги. Французы Гомез и Лавернье согласились уступить дорогу по сигналу. Казахстанцы ждали, когда соперники уступят путь, но внезапно багги сместился вправо. Рахимбаев и Ашимов решили, что это сигнал к действию и увеличили скорость, чтобы опередить соперника. К сожалению, в поднявшейся пыли они не заметили большой камень, который и объезжали французы. В результате, на полной скорости М440 команды «Астана» наскочил на камень, который буквально вырвал у внедорожника задние колеса вместе со ступицами и полуосями.
Пролетев некоторое расстояние, автомобиль приземлился в низине. На помощь тут же пришли местные жители, которые всегда с интересом наблюдают за происходящим на трассе. Вскоре подоспел и второй экипаж «Астаны». Некоторое время они потратили в попытках восстановить автомобиль. Но затем было принято решение отправить 409-й экипаж в составе Исабаева и Югая в путь. А Рахимбаев и Ашимов остались дожидаться «техничку». Затем последовали несколько часов ремонта, после которого экипаж продолжил движение. На отдых времени просто не осталось, и, завершив маршрут девятого дня, команда была готова стартовать на 10-м. Однако организаторы сняли экипаж с соревнований из-за чрезмерно большой потери времени. Так, в гонке остался лишь один экипаж команды «Астана», который после 10-го этапа занимал 52 место в зачете внедорожников.
11-й этап вновь встретил гонщиков ливнем. Среди внедорожников дистанцию смогли преодолеть совсем немногие. Затем прохождение спецучастка и вовсе было остановлено. К финишу дня гонщики добирались уже не в боевом режиме. По этой причине позиция экипажа в составе Бауржана Исабаева и Дмитрия Югая не изменилась. А на следующий день она даже была улучшена. На двенадцатом этапе гонщики вернулись в пустыню Атакама. И там казахстанцы проявили себя неплохо, поднявшись в итоге на 49-ю позицию общего зачета. Следующий день вновь «подкинул» проблем. В результате сильного прыжка на автомобиле отказал передний редуктор. Команде пришлось проводить экстренный ремонт. И хотя привод остался только на задних колесах, экипаж смог добраться до финиша этапа. До конца соревнований оставалось лишь 625 км последнего дня. Но, чтобы их преодолеть, потребовалось приложить максимум усилий. Перед стартом начались проблемы с коробкой передач и сцеплением, которые уже и так настрадались за последние тринадцать этапов. Но кудесники-механики вывели-таки машину на старт, и наш экипаж смог финишировать самостоятельно. Экипаж M440 под номером 409 в составе пилота Бауржана Исабаева и штурмана Дмитрия Югая поднялся на торжественный подиум, как и все те, кто смог преодолеть этапы труднейшего ралли-марафона. Как говорят бывалые раллисты, в «Дакаре» проигравших нет: дойти до финиша – это уже победа!
Айдын Рахимбаев: «Спасибо всем, кто поддерживает! Сложно, жарко, пыль, но мы стараемся. Не выдерживают машины, металл, железо. Самое главное, что мы в гонке!»
Артур Ардавичус: «Дакар» — это серьезное испытание для многих. Наш боевой автомобиль хорошо поработал, хорошо нам послужил. Но, кроме подиумов, нужно знать еще и горечь поражений. Это необходимо. Это спорт, это «Дакар». Надо быть крепче!»
Бауржан Исабаев: «Спасибо за поддержку и веру! Мы жили этой мечтой последние 5-6 лет. Мы доехали, и вот он, подиум. Последние два дня было особенно, по-настоящему тяжело. «Дакар» — это серьезно, его не просто проехать. И для нас, как для дебютантов, это особенно ценно, поскольку мы смогли дойти до финиша. «Дакар» — это та грань, за которую всегда хочется перейти и посмотреть, что там.»
Текст: Георгий Турчак
Фотоматериал: RaceFaceSportsMediaSyndicate 2013