Преодолев все трудности, команда «Астана» почти в полном составе смогла финишировать в престижной гонке AfricaEcoRace. Особенно приятно, что экипаж Каната Шагирова и Александра Мороза, дебютировавший в африканском ралли-рейде, победил в классе внедорожников Т2.
AfricaEcoRace, сменившая ралли «Дакар» на его привычном маршруте, как обычно, начала свой путь во французском городе Сан-Сиприен, где состоялась техническая проверка машин участников. Для нас главным отличием этой гонки от предыдущих стало участие в ней казахстанской команды «Астана». Наши соотечественники были заявлены тремя экипажами в классе внедорожников. Вообще все участники были разделены на пять классов.
Один из них составляли мотоциклисты, индексом Т1 обозначались серьезно модернизированные внедорожники, Т2 – класс легковых автомобилей с незначительными отличиями от серийных моделей, Т3 – прототипы свободной конструкции, имеющие лишь внешнее сходство с серийным образцом, и Т4 – класс грузовиков. Один из наших экипажей попал в класс Т1. В его состав вошел пилот Юрий Сазонов и штурман Арслан Сахимов на автомобиле Bowler со стартовым номером «226». Два других экипажа, выступавших на автомобилях MEBAR M440, были определены в класс Т2. В их составах были пилот Жанат Жалимбетов и штурман Марат Абыкаев – номер «232», а также пилот Канат Шагиров и штурман Александр Мороз – номер «214».
После того как техническая комиссия была успешно пройдена, участники отправились в Испанию, откуда на пароме их доставили в Марокко. 29 декабря должен был состояться старт гонки, после которого гонщикам предстоял долгий и непростой путь, включающий 11 этапов общей протяженностью 5 796 км, целью которого было Розовое озеро в столице Сенегала – Дакаре. Однако график соревнований пришлось пересмотреть из-за парома, который прибыл к месту назначения позже положенного срока. Вдобавок возникли проблемы с марокканской таможней. В итоге, на старт первого этапа отправились лишь мотоциклисты. Для представителей внедорожников и грузовиков первый день оказался выходным. Отчасти это было даже на руку одному из наших экипажей. Дело в том, что амортизаторы для автомобиля экипажа «232»Жаната Жалимбетова и Марата Абыкаева не доставили вовремя, а вынужденный простой дал команде время найти замену. Тем не менее долгое ожидание старта немного подпортило настроение участникам.
На следующий день команда «Астана» в полном составе должна была тронуться в путь, но экипаж под номером «232» так и не смог стартовать – опять подвела техника. В результате, представительство «Астаны» сократилось до двух автомобилей. И они, понимая возросшую ответственность, с самого начала взяли хороший старт. По результатам первого дня экипаж на Bowler занял семнадцатое место в зачете Т1, а Канат Шагиров и Александр Мороз и вовсе выиграли этап, опередив всех в классе Т2.
Уже на следующий день, 31 декабря, когда в родном Казахстане накрывали достарханы и готовились провожать старый год, два экипажа команды «Астана» продолжали борьбу на дистанции. Особенно тяжело пришлось гонщикам на Bowler. Непростая трасса привела к поломке автомобиля, и экипажу пришлось прекратить движение. К счастью, дистанция спецучастка к тому времени уже была пройдена, а значит, никаких штрафных очков команда не получила.
Намного успешнее складывались дела у тандема Шагиров – Мороз. Он одержал вторую победу в своем классе и упрочил лидерство. Благодаря этому, новый год казахстанские спортсмены встречали в боевом, приподнятом настроении. Но особо расслабляться и праздновать было некогда, ведь на AfricaEcoRace 1 января не считается выходным днем, и на следующий день гонка продолжилась в том же ритме.
Новый день принес новые успехи экипажу Каната Шагирова и новые трудности экипажу Юрия Сазонова. Первый по-прежнему был в лидерах, а второй опять столкнулся с техническими проблемами. Поломки не позволили ему даже выйти на старт участка. В итоге, этап был пропущен, а день потрачен на ремонт. Но это время не прошло даром, и уже на следующий день оба экипажа смогли стартовать. По завершении очередного этапа предстоял день отдыха, и, как это бывает, чем ближе финиш, тем больше стала ощущаться накопившаяся усталость. Причем касалось это не только людей, но и техники. Надежный до этого момента MEBAR M440 подвел Шагирова и Мороза: сломался редуктор переднего моста и автомобиль остался с приводом на два колеса. Экипаж решил продолжать движение и все-таки добрался до финиша. И хотя очередной победы спортсмены не добились, лидерство в своем классе сохранили.
Время отдыха команда не потратила даром. Ей удалось пообщаться с лидером и организатором гонки Жан-Луи Шлессером, который высоко оценил успехи нашей команды и с энтузиазмом воспринял идею Марата Абыкаева провести подобное соревнование на территории Казахстана. После возобновления гонки казахстанский экипаж на MEBAR отметился еще одной победой. К тому моменту автомобили команды «Астана» занимали 16 и 19 места в общем зачете.
Седьмой этап оказался одним из самых сложных. Разнообразие дорожного покрытия добавило интригу гонке. Пилотам встречались грунты разной жесткости, а порой даже зыбучие пески. Экипажей, которые не смогли преодолеть это испытание, оказалось немало. Но среди них не было представителей Казахстана, ведь для наших спортсменов такие условия хорошо знакомы по раллийному опыту, полученному на родине и на «Ралли Фараонов» в Египте. Единственной проблемой, омрачившей этот этап, стал отказ одного цилиндра на автомобиле Каната Шагирова. Ремонт занял некоторое время, но закончился удачно. После этого гонщиков ждал относительно простой восьмой этап, который давал небольшую передышку перед сложнейшим девятым. На нем гонщиков поджидали каменистый ландшафт, многочисленные дюны, а конец маршрута пролегал по узкой дороге среди деревьев. Несмотря на все эти препятствия, ехать приходилось достаточно быстро, и не один экипаж потерял там боковые зеркала. На этом узком отрезке пути у экипажа на Bowler возникли проблемы с машиной. Из-за узкой трассы «техничка» не смогла до них добраться, и ремонт пилот и штурман осуществляли самостоятельно.
Фактически последний боевой этап гонки прошел 8 января. Лидеры в классе Т2, Канат Шагиров и Александр Мороз, вновь стали лучшими, и это несмотря на то, что по ходу дистанции они немного заблудились. Как рассказали сами спортсмены, пейзажи, открывшиеся по пути, очень напоминали знакомые места в Мангыстауской области.
Последний этап стал показательным. Все участники стартовали одновременно и должны были проехать всего 23 километра, чтобы финишировать близ Розового озера в Дакаре. Но только когда участники добрались туда, можно было с полной уверенностью сказать, что экипаж Каната Шагирова и Александра Мороза победил в классе внедорожников Т2. Автомобиль Bowler под номером «226», который пилотировал Юрий Сазонов вместе с Арсланом Сахимовым, занял 18 итоговую позицию. Оба экипажа справились со всеми трудностями, которые им преподнесла гонка. Были и поломки, и сложные дорожные условия, но ничего не смогло помешать им. К сожалению, ввиду технических проблем в гонке не смог принять участие еще один экипаж на MEBAR M440, на котором выступали Жанат Жалимбетов и Марат Абыкаев под стартовым номером «232».
Результаты гонки говорят сами за себя. Медленно, но верно казахстанский автоспорт завоевывает все более высокие позиции на международной арене. И не похоже, что эта тенденция в будущем может измениться.
О трассе:
Маршрут гонки AfricaEcoRace пролегал по территории трех государств: Марокко, Мавритании и Сенегала. Тот же маршрут использовался знаменитым ралли «Париж – Дакар» вплоть до 2007 года. А когда в 2008 «Дакар» был отменен из-за террористической угрозы, а после и вовсе перенесен в Южную Америку, полюбившаяся гонщикам и болельщикам трасса осталась без применения. Но так продолжалось недолго, и вскоре по маршруту классического «Дакара» была организована AfricaEcoRace. Несмотря на свою новизну и прямое соперничество с «Дакаром», который проходит примерно в то же время, африканская гонка только развивается и привлекает все больше внимания как гонщиков, так и любителей автоспорта.
Текст: Георгий Турчак
Фотоматериал предоставлен Tengrinews 2013 (http://tengrinews.kz)