Зима как всегда подкралась незаметно. В Астане дождь со снегом уже с середины октября, да и в Алматы признаки скорого прихода холодов очевидны. Для автомобилистов наступила пора подготовки машины к морозам и замены шин на соответствующие сезону. Резину какого производителя выбрать? На этот вопрос каждый отвечает по-своему. Но то, что от четырех пятен в месте контакта шины с дорогой зависит безопасность, спорить не будет никто. В прошлом году наша редакция приняла на тест зимние шипованные шины Nokian Hakkapeliitta 7 SUV (HKPL7SUV), поставив перед собой задачу выяснить, нужны ли шипы на наших городских и загородных дорогах и каковы особенности их эксплуатации. Своими впечатлениями мы хотим поделиться с читателями.
Тестируемые шины Hakkapeliitta седьмого поколения произведены в России, на базе Питерского завода, где выпускается сегодня львиная доля зимних шин Nokian. Благодаря революционным технологиям, легендарная «семерка» собирала в течение нескольких лет всевозможные награды в сравнительных тестах и, возможно, благодаря этому до сих пор уверенно удерживается на конвейере, даже несмотря на то, что концерн презентовал зимой этого года новое, восьмое поколение HKPL (см. Pitstop #2-2013). Более того, осенью прошлого года линейка пополнилась типоразмерами, рассчитанными на премиальный сегмент внедорожников Porsche Cayenne, BMW X5 и X6, Nissan Patrol, Toyota Land Cruiser 200 и др. По заверениям маркетологов компании, HKPL7SUV продержится на конвейере еще минимум пару лет.
О технологиях. Мы не зря их назвали революционными, ведь Nokian традиционно считается первым производителем зимних шин, шипованных в частности. Некоторые технические решения инженеров концерна оказались настолько удачными, что нашли применение у конкурентов, правда, под другими названиями и с незначительными изменениями.
За время тестов мы намотали на шипованных шинах около 8000 км по разным зимним дорогам, среди которых были и городской сухой асфальт, и дороги с шугой и грязью, и гололед, и загородные трассы с весьма неравномерным покрытием. Сразу оговоримся: резину мы эксплуатировали нещадно, разве только дали в спокойном режиме прикататься шипам. Напомним, что шипам, по рекомендации завода-изготовителя, необходима первоначальная обкатка. Обычно это занимает около 500 км по обычному асфальту. В это время необходимо избегать резкого торможения и ускорения и двигаться со скоростью 60 –70 км, не более. Необходимость обкатки обусловлена особой якорной формой шипа и способом его посадки. Под якорной ромбовидной основой шипа находится мягкий резиновый слой, который за время обкатки принимает нужную форму, а вместе с этим из места посадки испаряется техническая смазка, используемая при посадке шипа. Обкатав правильно шипы, владелец, по словам инженеров компании Nokian, может быть уверен, что шипы прослужат до полного допустимого износа протектора шины. После обкатки шипы становятся менее шумными на сухом асфальте, в чем мы и убедились на собственном опыте. Кстати, за время наших активных тестов мы не потеряли ни одного шипа!
Что же до езды по гололеду, то лучше шипов могут быть только шипы. За время тестов мы не раз убеждались в том, что, несмотря на попытки городских властей убирать городские улицы вовремя, наши дороги, благодаря резко континентальному климату, зимой иногда покрыты настом. А если принять во внимание предгорную местность и постоянный режим подъема или спуска, применение шипов в нашем городе, по нашему мнению, очень даже оправдано. Тем более это актуально, если автовладелец ведет активный образ жизни – посещает горнолыжные трассы и совершает загородные поездки.
Вопреки бытующему в среде автолюбителей мнению, что шипованная резина требует какого-то особого способа вождения, разницы в эксплуатации обычных зимних шин мы не заметили, разве только слышали «цоканье» шипов о сухой асфальт. Тормозят они так же хорошо на асфальте, как и обычные фрикционные шины. Видимо, устоявшийся стереотип по поводу торможения на асфальте обусловлен опытом «советского» прошлого, когда шины шиповались вручную и за сезон можно было потерять до половины шипов. Но те времена прошли, теперь шины шипуются в заводских условиях, а технологии позволяют производителю настраивать давление шипа на дорогу, и там, где дорожное покрытие окажется тверже наста, шип спрячется в основание. К примеру, в HKPL7SUV реализована технология Eco Stud, которая подразумевает установку специальной демпферной подушки под основание шипа. Подушка позволяет шипам прятаться на твердом покрытии и смягчает удары шипов о дорогу, как следствие, снижая их шумность. Кроме этого, вибрацию от шипа гасят и специальные воздушные амортизаторы, выполненные в форме капли и установленные перед каждым шипом (технология Air Claw).
Инновационным можно считать и усиленный каркас шины. Внутри покрышка состоит из разных по эластичности и функционалу слоев. Самый нижний и самый мягкий слой, который остается при монтаже покрышки внутри, отвечает за ее герметичность. Далее следует резиновый слой, объединяющий брекерный слой с боковинами, которые в месте посадки на диск имеют кольцо из стальной проволоки. Как и положено шине, рассчитанной на большой вес внедорожника, беговой слой HKPL7SUV усилен двойным стальным кордом, при изготовлении которого используется стальная проволока, сплетенная в несколько слоев и вплавленная в резиновую ленту для снижения трения, создаваемого внутри колеса при движении. Выше корда расположен нейлоновый бандажный слой, который тоже усиливает прочность шины на разрыв и защищает ее от проколов. Последний слой, протектор, выполнен из особой резиновой смеси, сочетающей натуральный каучук, силику нового поколения и всевозможные компоненты, делающие шину эластичной при минусовых температурах и, наряду с этим, износостойкой на сухом асфальте. Сам протектор имеет направленный «зимний» рисунок и усилен в центральной части для лучшего управления на сухой дороге.
Для хорошей «рулежки» в рыхлом снегу его плечевая зона имеет ступенчатую форму, а дно канавок для лучшего очищения от шуги и снега имеет закругленные углы. Мы не раз тестировали шины на загородных горнолыжных трассах после снегопада и ни разу не воспользовались цепями. Конечно же, помогал нам в этом и полный привод машины.
Подумали разработчики и о мокрых дорогах, снабдив протектор шины самоблокирующимися 3D-ламелями. Их ромбовидная форма нарезки позволяет им соединяться при нагрузках в единые блоки. Такое решение улучшает торможение и разгон и лучше отводит влагу из пятна контакта шины с дорожным полотном.
На трассе в скоростных пределах до 110–130 км/ч мы также отметили стабильное поведение шины, хорошую управляемость, даже при полной загрузке машины. Что же до износостойкости, то, учитывая жесткие условия эксплуатации с раскладом: 80% –городские дороги и 20% – загородные, тесты доказали ее прочность к истиранию. Остаточная глубина протектора после наших тестов обещает как минимум еще 3-4 сезона эксплуатации, и это делает покупку шин весьма выгодной. К тому же, благодаря своей прочности, шина получила фирменную HAKA-гарантию и производитель обещает в случае повреждения HKPL7SUV отремонтировать ее за свой счет или заменить на аналогичную шину, если ремонт окажется невозможным.
Итоги
Зимние дороги по определению требуют постоянной повышенной концентрации, и даже на внедорожнике об элементарных основах зимнего вождения и фундаментальных законах физики забывать не стоит. Как бы ни были хороши шипованные шины, на гололеде им потребуется значительно больший отрезок пути для полной остановки машины, нежели на сухом асфальте. В связи с этим мы рекомендуем владельцам шипованных шин при появлении первого гололеда выбрать пустой участок дороги и отработать торможение в безопасной обстановке, дабы заранее знать о вероятном тормозном пути машины. Что же до покупки шипованных шин в условиях нашего города, то, как мы и говорили выше, она однозначно оправдана, тем более, если режим эксплуатации машины подразумевает загородные поездки и эксплуатацию по дорогам со смешанным покрытием.
Текст: Д. Саблин
Фотоматериал: автора и Nokian